Граждане, являющиеся плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ), при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового Кодекса Российской Федерации имеют право на получение социальных налоговых вычетов. С 2014 года к таким вычетам относятся затраты на договоры добровольного страхования.
Какие страховки обеспечивают вычет?
Пунктом 4 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено получение социального вычета за уплаченные страховые взносы по следующим видам договоров страхования:
1. Добровольное страхование жизни (сроком 5 лет и более)
2. Добровольное пенсионное страхование
3. Добровольное медицинское страхование
При добровольном медицинском страховании и страховании жизнистрахователем и плательщиком по договору должен выступать сам налогоплательщик. А выгодоприобретателем (застрахованным лицом) может быть либо он сам, либо близкие родственники - муж/жена, либо родители, либо дети – родные, усыновленные, под опекой. Таким образом, становится невозможным получение вычетов по договорам страхования, оформленным в рамках потребительского или ипотечного кредита, в случае, когда выгодоприобретателем назначается банк-кредитор.
Сумма, которую можно получить в качестве вычета
Вычет предоставляется в размере уплаченных страховых взносов, но не более 120 тыс. рублей суммарно по всем группам социальных расходов.
Возвращается 13% (ставка налога на доходы физических лиц) от предусмотренного налогового вычета.
Размер возврата не будет изменен, если, кроме затрат на страхование, есть и еще социальные расходы, которые предусматривают налоговый вычет, и сумма этих расходов превышает 120 тыс. рублей.
Несмотря на год заключение договора, страхователь может претендовать на вычет в размере страховых взносов, уплаченных начиная с 2015 года.
Если налоговый вычет был начислен и получен, а плательщик расторг договор страхования ранее обусловленного срока - возвращенная часть налога должна быть удержана страховщиком либо оплачена страхователем самостоятельно. Это правило не распространяется на случаи расторжения страхового договора по независимым от сторон причинам, а также при наличии документа о том, что страхователь не воспользовался правом получения вычета.
Как оформляется налоговый вычет?
В том случае, когда оплата страховых взносов происходит через бухгалтерию работодателя, получение выплаты возможно через работодателя. Для этого необходимо передать в бухгалтерию работодателя:
1. Письменное заявление о предоставлении налогового вычета.
2. Копию договора страхования (со всеми дополнительными соглашениями).
3. Уведомление налогового органа о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов.
4. Вычет можно вернуть до окончания налогового периода, в течение календарного года.
5. Если страховые взносы оплачивались самостоятельно, то необходимо обратиться в налоговую инспекцию (по месту проживания) и предоставить:
6. Документы, подтверждающие оплату страховых взносов.
7. Заявление о возврате уплаченного налога.
8. Налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ).
9. Копию договора о страховании (с дополнительными соглашениями).
Дополнительно сотрудник налоговой инспекции может попросить предоставить:
1. Справку 2-НДФЛ.
2. Копию паспорта страхователя.
3. Копию лицензии страховой компании.
4. Банковские реквизиты для перечисления суммы.
Для получения налогового вычета, необходимо подать полный комплект документов в течение года, следующего за годом оплаты расходов на страхование. Подать документы можно лично, так же путём отправки заказной почты (с описью вложений), либо методом передачи в электронном виде или иным каналам связи. Проверка документов производится в срок от одного до трех месяцев.