Найти в Дзене
Всё что нужно знать!

Как устроена экономика ( часть 1 )

Для чего обычным гражданам разбираться в экономике? Большинство людей считают экономику слишком сложной для понимания. Последние несколько десятилетий специалисты преподносят экономику как одну из естественных наук наподобие физики. Непременными атрибутами такой дисциплины являются специализированная терминология, математическая строгость рассуждений, незыблемые законы и вопросы, имеющие лишь один правильный ответ. В результате обычные люди склонны безоговорочно верить экономистам как авторитетам в своей области и избегать участия в обсуждении экономических проблем. Однако несмотря на всю ее сложность, в отличие от физики, экономика все же не наука в ее традиционном понимании. Экономика не имеет непреложных законов, так как изучает поведение людей, которые непрерывно меняются и далеко не всегда реагируют на стимулы и события так, как это предполагается в той или иной теории. “Экономическая теория однозначно добилась больших успехов в стремлении не допустить широкую общественность на
Оглавление

Для чего обычным гражданам разбираться в экономике?

Большинство людей считают экономику слишком сложной для понимания. Последние несколько десятилетий специалисты преподносят экономику как одну из естественных наук наподобие физики. Непременными атрибутами такой дисциплины являются специализированная терминология, математическая строгость рассуждений, незыблемые законы и вопросы, имеющие лишь один правильный ответ. В результате обычные люди склонны безоговорочно верить экономистам как авторитетам в своей области и избегать участия в обсуждении экономических проблем. Однако несмотря на всю ее сложность, в отличие от физики, экономика все же не наука в ее традиционном понимании. Экономика не имеет непреложных законов, так как изучает поведение людей, которые непрерывно меняются и далеко не всегда реагируют на стимулы и события так, как это предполагается в той или иной теории.

“Экономическая теория однозначно добилась больших успехов в стремлении не допустить широкую общественность на свою территорию”.

Индивидуумы, организации, правительства и страны взаимодействуют друг с другом как субъекты экономической деятельности. Каждый из них имеет собственные цели, но эти цели совсем не обязательно связаны с максимизацией прибыли. Экономические субъекты всех уровней учатся на собственном опыте и корректируют свои действия – иногда независимо, иногда согласованно.

Не общий теоретический, а более узконаправленный, “тематический” подход к объяснению экономики поможет обычным людям лучше разобраться в повседневных вопросах, таких как деньги, налоги, финансовые операции, торговля, сельское хозяйство, производство, потоки товаров и людей, корпоративные структуры. Экономическая деятельность ведется и совершенствуется не только на основании теории, но и с учетом реального опыта. Она создает для членов общества новые возможности, поэтому каждый человек должен разбираться в основах экономики, чтобы понимать, как она влияет на его работу, благосостояние и будущее.

“Определяя экономику как науку с точки зрения ее сути, эта книга подчеркивает тот факт, что есть множество различных подходов к экономике, каждый из которых имеет свои акценты, «слепые пятна», сильные и слабые стороны”.

Экономические теории в историческом контексте

Последние пять столетий экономическая теория и практика эволюционировали под воздействием технического прогресса, взаимоотношений между странами, а также успеха или провала той или иной экономической политики, проводимой государствами. Эти факторы анализируются девятью научными школами, стоящими за экономическими теориями.

1. Классическая школа

Возникшая в конце XVIII века на основе трудов Адама Смита, в том числе “Исследования о природе и причинах богатства народов”, классическая теория гласит, что если индивидуумам предоставляется свобода в достижении их личных целей и удовлетворении личных интересов, то это обеспечивает наилучший результат для общества в целом. Любые ограничения со стороны государства отвергаются: “невидимая рука” рынка гарантирует, что капиталисты получат прибыль, а благодаря этому экономические выгоды получат и все остальные участники. Экономическая деятельность ведется тремя классами людей: капиталистами, которые заслуживают наибольших доходов, так как рискуют больше других и способствуют росту; рабочими, не имеющими возможности сберегать и инвестировать, и землевладельцами, живущими на доходы от сдачи земли в аренду и распоряжающимися ими непродуктивно.

“Классическая школа: с помощью конкуренции рынок держит всех производителей в состоянии боевой готовности, поэтому оставьте его в покое”.

2. Неоклассическая школа

Эта преемница классической школы сформировалась в 1870-х годах. Главным ее отличием стало внимание к индивидуальному потребителю как основному двигателю экономической деятельности. Потребитель в этой теории ищет личную выгоду и всегда действует рационально. Изначально неоклассики возражали против любого вмешательства государства в экономику, но под влиянием событий 1920–30-х годов они ввели в обиход такие понятия, как “несостоятельность рынка” и “экстерналии” – последствия экономической деятельности, которые не учитываются рыночными механизмами и требуют государственного регулирования (например, загрязнение окружающей среды).

“Неоклассическая школа: люди знают, что делают, поэтому оставьте их в покое – за исключением случаев сбоя в работе рынков”.

Свою современную форму теория обрела в 1980-х годах в попытках ее сторонников объяснить экономику с помощью математических формул и закономерностей. Согласно гипотезе эффективного рынка и теории рациональных ожиданий экономические агенты действуют под влиянием рациональных мотивов, а значит, рынок эффективен.

3. Марксистская школа

В 1848 году Карл Маркс опубликовал написанный совместно с Фридрихом Энгельсом “Манифест коммунистической партии”. Значительная часть принципов, лежащих в основе теории Маркса, делает скорее его, а не неоклассиков, истинным преемником классической школы. В качестве экономических агентов в марксистской теории выступают классы, а не индивидуумы, а основной экономической деятельностью становится производство, а не потребление. Критическое значение приобретает труд, так как, по мнению Маркса, “частная собственность на средства производства” в итоге погубит капитализм. Несмотря на провал марксистских идей в Советском Союзе и других странах, марксизм внес огромный вклад в развитие экономической теории. Маркс первым признал ценность труда как источника творчества и развития и первым подчеркнул важность технологических инноваций.

“Марксистская школа: капитализм – мощное средство экономического прогресса, но он рухнет, как только частная собственность станет препятствием для дальнейшего развития”.