Один из авторов проекта «Столетний человек» рассказал, как менялись отношения между государством и жителями северной столицы
Возможно, вы не знали Петербург с этой стороны. Активисты проводят экскурсии по центру северной столицы и рассказывают, как менялись отношения между государством и его гражданами в последние 100 лет. В пешем формате экскурсия занимает 4 часа, в аудио — мы уложились в 30 минут, сконцентрировавшись на самых ярких моментах истории. Как нарушение прав человека откинуло развитие советской генетики на 20 лет назад, подпортило жизнь поэтам и писателям и причем здесь законы Клишаса и Яровой? Обсудили, где и когда в Санкт-Петербурге нарушались права женщин, национальных меньшинств и ЛГБТ, а также какую роль в становлении правозащитного движения сыграли диссиденты.
Слушать подкаст полностью на SALT.ZONE в iTunes.
_______________________________________________________________________________________
Иван Гуторов — организатор экскурсии «Столетний человек», координатор проекта «Трава» (Санкт-Петербург):
Эту экскурсию мы разрабатывали вместе с организацией Amnesty International в рамках информационной кампании к чемпионату мира. Создали большую-большую карту и оказалось, что у нас весь центр города связан с теми или иными историями. В основном это связано с нарушением прав каких-то меньшинств: национальных, этнических, религиозных, сексуальных. После того, как мы поняли, что есть места с очень большой концентрацией, мы провели через них маршрут. Получился маршрут по центру города.
Наша экскурсия начинается у станции метро Адмиралтейская у дома академика Вавилова — одного из основателей советской генетики. В этом месте мы рассказываем историю Николая Вавилова и о том, как ученые чувствовали себя в Советском Союзе. О чем эта история? О том, что именно отношение верхушки советской власти долгое время диктовало то, как развивалась советская генетика. И поэтому советская генетика отстала от мировой примерно на 20 лет.
Есть точка, связанная с зарождением прав человека. Потому что опыт Ленинграда — это опыт блокады. Ужасающий опыт двух мировых войн, блокады, Холокоста поднял вопрос — как защищать людей, если государство, в котором они живут, работает против них. Есть одна точка, где мы говорим об истории этнических меньшинств. У нас был целый немецкий квартал, где жили немцы. Мы [СССР] начали воевать с Германией, и все они мгновенно были депортированы в Восточную Сибирь и Казахстан.
Дальше мы двигаемся и обсуждаем судьбу творческих людей — судьбу Ахматовой и Зощенко. У нас есть писательский небоскреб на Малой Конюшенной, где жил Зощенко и бывала Ахматова. Мы обсуждаем, как их творчество реализовывалось в Советском Союзе, какой путь из компромиссов они проходили.
На каждой точке мы не только обсуждаем какую-то историю. Мы переносимся в наше время, и я задаю вопрос — а что у нас сейчас с правами писателей, ученых, этнических и религиозных меньшинств. Оказывается, не так просто это все оценить. Например, что происходит со «Свидетелями Иеговы»*, с творческими людьми. Но так или иначе, сейчас гораздо проще защищать себя, чем 100 лет назад.
Дальше мы идем мимо канала Грибоедова, там находится офис «ВКонтакте». Обсуждаем, что у нас происходило с «ВКонтакте» и Telegram в последнее время. Считают ли люди это нарушением своих прав. Например, на неприкосновенность переписки, на конфиденциальность. Обсуждаем, что можно делать, когда принимаются «законы сенатора Клишаса», которые как будто бы ограничивают мою личную свободу. Как реализуется «закон Яровой», и что я могу сделать, чтобы правоприменение этого закона было более прозрачным. Разбираем разные инструменты и вспоминаем правозащитные организации, известные нам.
Дальше идем на площадь Искусств. Там говорим о правах ЛГБТ. Говорим, как это происходило после революции, что изменилось к 30-м годам. Далее двигаемся к зданию бывшей городской думы и говорим о правах женщин. Потому что там в 1908 году проходил первый всероссийский женский съезд.
Одна из последних точек — точка рядом с Гостиным двором. Там мы обсуждаем разных диссидентов, появление диссидентского движения: как оно действовало, по каким принципам, как оно зародилось и во что в итоге вылилось. Как диссидентское движение связано с современными правозащитниками, и что происходит сейчас с современными правозащитными организациями. Когда мы обсуждаем эти вопросы, мы идем к живым правозащитникам — в открытое пространство, там штаб наблюдателей Петербурга и множество других общественных инициатив. Задаем им вопросы.
__________________________________________________________________________________________*«Свидетели Иеговы» — организация, признанная экстремистской и запрещенная на территории РФ.