Тверь за свою историю видела много славных дел, событий, подвигов, но видела и примеры ужасающих злодеяний и преступлений – с самых древних времён. Расправа на Руси часто сопровождается политической и личной враждой, это расправа часто бездумная и скорая, и не застрахован от этого никто: ни великий, ни талантливый, ни знаменитый. Примеров таких множество.
Нашествие татаро-монгольской орды сопровождалось многими жестокостями и расправами со стороны завоевателей. Но я хочу остановиться на злодеяниях, которые мы сами совершили.
Начнём с далёких времён. 1531 год. Тверь и Москва уже закончили своё активное противостояние, земли Тверского княжества уже переписали в сохи, идёт объединение Руси, начатое в Твери, но уже вокруг Москвы. Однако власть ещё не укрепилась в Москве настолько, чтобы не подвергаться сомнению, а, как известно, власть часто не терпит возражения, даже если они верны. И вот за несогласие с политикой Ивана III в Тверь, в Отроч монастырь, был сослан Максим Грек.
Те, кто знаком с историей, знают, сколько Максим Грек для России сделал, может больше, чем все правители, особенно для объединения. Именно он стоял у истоков духовного становления Руси, именно он перевёл большинство греческих церковных книг того времени на славянский, благодаря этому службы в церкви стали понятны народу и страна стала быстро обретать единение.
Максим Грек был из богатого аристократического рода, по просьбе князя Василия III приехал на Русь. Своим интеллектом и образованием он поразил всех и стал вхож в высшие сановные круги. Он был смел и умён, не боялся высказывать свою точку зрения, особенно видя жестокость сановников того времени (напомню, что в Греции на тот момент уже проходили выборы в городах). Но критиковал он достаточно конструктивно и не публично, тем не менее, был сослан за вольнодумство, так как он был против развода Василия III с женой. Этого хватило, чтобы блестящего учёного сослать в Тверь в Отроч монастырь, где он провёл 20 лет в заточении в жестоких условиях, уже еле живого его перевели в Троице-Сергиеву лавру. И это за всё, что он сделал для Руси! Сейчас Максим Грек почитается святым.
Далее я расскажу о еще более страшном злодеянии, а по сути, расправе над городом и убийстве митрополита Филиппа в Твери.
Филипп II стал митрополитом на Руси при Иване Грозном (при жизни Кровавом). По просьбе царя пришёл он из настоятелей Соловецкого монастыря с условием, что тот упразднит опричнину. Это активное неприятие кровавой опричнины и стало причиной конфликта Филиппа II со скорым на расправу и обладающим неограниченной властью царём. До этого митрополита превозносили, а тут обвинили в колдовстве и решили бросить на съедение к медведям.
В летописях интересно написано, как будто царь добрый и сжалился. Он решил обезглавить его родню, пытал, затем отрубил головы и прислал их Филиппу, его самого заковал в кандалы и отправил на вечное заключение в Тверь, в уже хорошо известный нам Отроч монастырь. Но на этом история не закончилась.
Когда Грозный пошёл разорять и грабить Новгород, он остановился в монастыре под Тверью и прежде, чем двинуться дальше, решил испросить благословения на погром Новгорода у митрополита, им же заточённого. К Филиппу он отправил Малюту Скуратова. Тот ответил, что благословляет только добрых и на доброе. Это был ответ узника в колодках – какой смелый, крепкий и богобоязненный был человек! Не каждый так мог ответить Ивану IV.
Малюта тут же задушил своими руками митрополита, то ли из-за страха перед царём, то ли перед самим митрополитом как врагом опричнины. Малюта сказал царю, что монахи дымом келейным его уморили. Случилось это 23 декабря 1569 года.
Это был страшный день для Твери. Никогда больше – ни ранее, ни позднее, Тверь не испытывала такого страха, ужаса, смерти, как во время опричного погрома. Ни один враг так не расправился с Тверью, как свой царь!
Наиболее полно это событие описал Карамзин: «Сонмы неистовых воинов грабили сей город, начав с духовенства и не оставив ни одного дома целого: брали легкое, драгоценное; жгли чего не могли взять с собою, людей мучали, убивали, вешали в забаву». Было страшно, как после первого на Руси восстания, когда карал тверитян хан Узбек вместе с москвичами. Заключенных рубили и топили в волжских прорубях. Знатных и богатых царь велел, кого сажать в темницу, а кого убивать, но у всех отнимали всё имущество. Позорили их жён и дочерей. Женщин убивали тоже, а других пытали, чтобы рассказали, где хранятся сокровища мужей. Горя хватил весь город. Многие, кто случайно выжил, сходили с ума от увиденного.
Чем провинилась Тверь перед палачом, не известно. Да и не надо было ему никакой вины прямой. Кровавый и подозрительный царь просто помнил, как ещё недавно Тверь была столицей и соперничала с Москвой, этого было достаточно, чтобы чувствовать угрозу. В доказательство этого приведу факт, что через некоторое время после описанных событий Иван IV назначил управлять Тверью татарина Бекбулатовича, назвав его, в насмешку, конечно, великим князем всея Руси. Это глумление очевидно и в стиле Грозного.
Тверь оправилась от погрома только через 100 лет, ещё и смутное время сказалось. Истребил ли кровавый погром в тверитянах свободомыслие и силу – это каждый может судить по себе.
Другое злодеяние, на котором стоит остановиться, произошло уже царствование Петра I.
Эта история о Жёлтиковом монастыре близ Твери, где Пётр построил церковь во имя Алексея Божьего человека. Монастырь этот до Екатерины II являлся остановочным пунктом при переезде царей из Москвы в Петербург. К церкви были пристроены чертоги для высоких особ. Но вскоре на эти чертоги стали смотреть с ужасом, и вот почему: они считались темницей царевича Алексея, когда он впал в опалу.
Разные мнения имеются на этот счет, но что точно можно сказать – в историческую науку эта история попала с лёгкой руки исследователя М.И. Семевского. Он изучал эту тему, разговаривал с монахами и жителями тех мест, видел и саму темницу: толстые стены, надёжные решётки, узкий вход и т.д. Исследователь Никулин сообщал, что со слов одного из монахов, рукопись о заточении и убийстве царевича, якобы содержащую свидетельства, записанные Семевским с устных повествований, он отдал в руки путешественнику, который выпросил ее с научной целью.
По поводу смерти царевича Алексея есть много версий, но нет ни одной, которая была бы до конца правдивой и не опровергалась бы другой, часто противоположной. По официальной версии сын Петра I умер в Петропавловской крепости. По утверждению Семевского, расправа над царевичем Алексеем произошла в Твери, где он содержался в тайне. Вот как это описывается в дальнейших рассказах.
Однажды Пётр I приехал к сыну и долго объяснялся с ним за закрытой дверью. Затем вышел в крайнем гневе, вошедшие после в покои увидели наследника на полу без сознания, а из ушей и носа текла кровь.
Мы знаем, что отношение Петра к первенцу было негативное, знаем и то, что на собственноручную расправу Пётр был скор и убил не одного человека, да и тяжесть руки Петра известна по множеству свидетельств. Казнь, к которой был приговорён царевич, долго не приводилась в исполнение, и Пётр вполне мог пожелать для царевича строгого заточения и ждать ещё повода. Его темница, наверное, навсегда будет тайной.
Что интересно, все другие работы историка Семевского не подвергались при жизни сомнениям, кроме этой, что наводит на размышления, а вы делайте выводы сами.