Кассетная автомагнитола? В 2019 году?? Серьезно???
Парадоксально, но факт: в наш век цифровых технологий за этими легендарными машинками идет настоящая охота коллекционеров-маньяков, взвинчивающих цену этих б\у лотов в сомнительном качественном состоянии до небес. В среднем, стоимость рабочих экземпляров td500\700 легко доходит до 400-700 долларов, а нерабочие запросто торгуются в диапазоне от 200.
Итак, что же такого исключительного в модели td700, ради чего меломаны готовы платить пугающие суммы ради обладания устройством в своей коллекции (или в своем авто)?
1. Nakamichi td700 (условно можно назвать 2 поколением автомобильных ГУ компании) представляет собой единственный в мире магнитофон с закрытым (двухвальным!) трактом.
Несмотря на то, что у топовой TD1200 в ЛПМ так же 2 вала, она является реверсивной магнитолой, в которой лента меняет направление движения и проигрываются обе стороны кассеты, т.е рабочим попеременно является лишь один вал. Тогда как у td700, два вала нужны сугубо для обеспечения максималльно точного транспортирования ленты и минимизации детонации. Инженеры Nakamichi решили отказаться от функции реверса, предложив взамен ЛПМ не имеющий аналогов в мире автозвука, в принципе. Заявленная детонация механики составляет всего-навсего 0.05% WTD RMS (0.10% peak). Несмотря на то, что реверса у протяжки нет, ее с успехом заменила функция автоповтора стороны (AR). Для размывания резонансных пиков детонации, как и в домашке, использованы ведущие валы разных диаметров (с разными угловыми скоростями вращения) т.н "ассиметричный" (Asymmetrical Resonance) ЛПМ.
В модели td500 (внешне полностью идентичной td700) использован более простой ЛПМ, одновальный. Однако, для снижения детонации в нем применили очень массивный маховик ведущего вала (вес магнитолы почти идентичен весу td700, у которой стоит два вала(маховика) и два прижимных ролика). При этом, полученный результат по детонации практически такой же, всего 0.07% RMS - на уровне лучших домашних дек
2. Как мы все помним, стремление идеально настроить азимут головки воспроизведения под конкретную запись на кассете, всегда было визитной карточкой Nakamichi. В данном случае, как и в стационаре, они решили предоставить пользователю возможность оперативной ручной регулировки наклона, выведя регулятор прямо на переднюю панель магнитолы (ручка в левом нижнем углу)! Регулировка осуществляется шажками (+\-15) по 2.9 угловых минут каждый шаг. Решение простое, вместе с тем надежное и существенно более недорогое, чем NAAC в td1200. Сей факт, помимо прочего, помог сократить габариты устройства и вписать его в стандартный 1DIN (без скрытых выносных блоков)
3. Nakamichi всегда славились своими эксклюзивными износостойкими головками воспроизведения. Специальные материалы, геометрия, очень узкие зазоры - все работало на максимизацию протяженности АЧХ в обе стороны и ее линеаризацию. В td700\td500 (как и в td1200) штатно были использованы головки от топового домашнего DRAGON. То есть, реверсивные, 6 дорожечные (разумеется, в обычном стерео включении)
4. Как всегда, инженеры Nakamichi на страже high fidelity: для облегчения чистки ЛПМ\головки, был придуман транспорт с поперечным расположением кассеты (в обычных авто ЛПМ, с боковой загрузкой, обслуживание головок практически невозможно без использования специальных "чистящих" кассет, эффективность чистки которых была всегда весьма сомнительна).
Скошенная деталь, расположенная прямо над кнопками управления ЛПМ, служит для включения "режима профилактики". Она легко вынимается из магнитолы, при этом транспорт начинает считать, что внутрь установлена кассета, и включается в режим воспроизведения для легкой чистки прижимных роликов. Пылезащитное окошко кассетоприемника поднимается и открывает прямой доступ к роликам и головке.
5. Как и в домашних транспортах Nakamichi, для избежания зажевывания ленты при загрузке, перед запуском воспроизведения для устранения провисания ЛПМ осуществляет попеременную помотку в обе стороны (см. видео):
Теперь перейдем от механики к электронике. В чем тут у нас залегла "легендарность"?
6. Схемотехника УВ полностью идентична DRAGON (и многим аппаратам третьего поколения) и представляет собой типичную схему ОУ + буфер на полевом транзисторе 2SK170(GR), позволяющем снизить с\ш:
В качестве основного усиливающего элемента использован ОУ NJM072SE.
Селектор источников (дека\тюнер АМ\тюнер FM) осуществляется микросхемой-коммутатором TC9145P (опять же, типичным коммутатором для домашних Nakamichi третьего поколения, более лучшим чем те (4066), что стоят в DRAGON, к слову!).
Я совершенно не удивлюсь, если по звуку этот малыш будет круче, яснее и живее чем DRAGON (с учетом достойного ЛПМ, точно такой же как у DRAGON головки и УВ и отсутствия "лишних" ключей и каскадов в тракте).
7. Схемотехника аудиотракта продвинутая: несмотря на однополярное напряжение питания в тракте [почти] нет разделительных емкостей, портящих звук. Производитель использует понятие "виртуальной земли" и обеспечивает непосредственную связт нескольких первых каскадов. В качестве декодера DOLBY В\С использован TEA0665 (считается неплохим по звуку и стоит, например, в дороженном Nakamichi CR-70). Единственные неполярные (!) разделительные 0.1мкф стоят между декодером DOLBY и последуюшими каскадами (работающими уже от двухполярного питания).
8. Выходные каскады и 3х полосный темброблок реализованы на ОУ JRC4558\LF353 c двуполярным несимметричным питанием(!) (+12 бортовой сети и -7в, сгенерированные отдельным инвертором (мультивибратор на логическом чипе LC4049, работающий на частоте 137кГц).
Выходной сигнал снимается с потенциометров регулировки фейдера, что является, пожалуй, единственным вопросительным решением в данной конструкции, т.к в зависимости от его положения меняется выходное сопротивление источника, что не есть хорошо. В средних положениях фейдера выходное сопротивление 1кОм (высоковато, могут влиять на звук сигнальники, соединяющие источник с последующим усилителем)
9. Стандартно для Nakamichi темброблок в топовых car audio моделях 3х полосный: на 20Гц, 200Гц и 20кГц. Крайние регуляторы, фактически, только поднимают полку АЧХ на НЧ и ВЧ, поскольку взяты погранияные для слуха центральные частоты. Опять же, все частотозадающие емкости в ОС темброблока - неполярные! Номиналы подобраны так что не превышают 1мкф, и можно использовать пленочные конденсаторы.
10. Очень большое внимание уделено блокам тюнеров (раздельным для АМ и FM (для последнего предусмотрены разные цепи коррекции для рынков США\Европы\Японии). В схеме задействовано 5 специализированных чипов, очень много в service manual отведено описанию процесса отладки и настройки этого блока. Скажу так, этот модуль занимает в магнитоле больше места, чем (по идее более важный, в Hi-End кассетнике-то!) УВ с декодером Dolby. Однако, Nakamichi видимо следовали принципу того, что в изделии все должно быть прекрасно, включая тюнер.
Итак, спустя каких-то 2.5 месяца экземпляр td500 в состянии "нерабочего", приобретенный на японском яху, прибыл ко мне на стол.
Меня сначала расстроил тот факт, что у аппарата установлены иные головки, чем видны на фото выше. По факту, это не реверсивные ГВ от Dragon (как те, что стоят в td1200\td800), а 2х канальные ГВ воспроизведения напоминающие таковые в блоках Discrete Heads стационарных 3х головых дек Nakamichi, возможно с укороченной посадкой и смещенным зазором... Головки уникальны, миниатюрны и не похожи ни на какие другие. Видимо, реверсивные головки ставились в td500\700 самых первых выпусков, а затем были заменены на специальные 2х канальные головки, устанавливаемые вверх ногами (при установке такой головки на обычный магнитофон, в неперевернутом виде, будет воспроизводится обратная сторона ленты, т.е поспроизведение будет идти задом-наперед. Пока такие головки не были запущены в серию выход был найден в установке 4х канальных головок типа Dragon.
Состояние ЛПМ близко к идеальному, нареканий на детонацию из-за износа - НЕТ. Звучание легенды завораживает... Я, конечно, ожидал что будет хорошо, ибо иных предпосылок не было исходя из анализа устройства. Однако то, что будет настолько хорошо, я точно не представлял.
Звучит аппарат нисколько не хуже моего стационарного Nakamichi DR-2!
Функция ручной настройки азимута ГВ работает, причем идеальный азимут достигается практически аккурат в центре шкалы (при выставлении по кассете, записаноной на отьюстированном DR-2)
Подключенный дома к комплекту электростатических наушников Stax Nova Signature, td500 поражает качеством звучания, изумительной ясностью и широченной полосой пропускания.
Даже браться за тюнинг пока не тянет, может чуть позже..
Доработка тюнера (переделка Japan на Europe, пока не проверено):
1. На плате индикатора удалить диод D3 (между 22 и 30 пинами процессора)
2. На плате тюнера R101,102, 201 и 202 удалить и запаять взамен номиналами 1.5к
3. На плате тюнера R303 заменить на 47к, С310 на 1мкф
Удаление диода переводит показания тюнера в европейскую сетку, а вот касательно изменения номиналов элементов на плате тюнера вышел пока облом. В одном из имеющихся td500 вместо двух чипов (установленых в центре платы, см. фото) использована гибридная сборка из двух аналогичных функционально чипов, при этом плата кардинально отличается от приведенной в мануале td700. Для поиска нужных для замены элементов потребуется время. Резисторы и емкости, корректирующие ЧХ тюнера на европейский манер, похоже вообще стоят внутри гибридной сборки.
Тюнинг кассетного тракта (мысли)
1. Заменить ОУ УВ NJM072 на качественный современный, малошумящий (потребуется переходник SOIC на SIP9 (два крайних контакта 1&9 это V+)
2. Заменить ОУ масштабирующего усилителя (ФВЧ) на современный качественный (стоит SOIC LF353),
3. Заменить выходной буферный ОУ (после регулятора громкости, NJM4558) на современный качественный
3. Замкнуть контакты ключа-коммутатора TC9145P (8+5 & 9+12)
4. Удалить транзисторы MUTE Q103&203 Систему MUTE убирать нельзя, т.к ри перемотке для работы поиска по паузам головка не отжимается полностью от ленты и это слышно. Реально предположить только замену транзисторных ключей на реле.
5. Заменить емкости подпора питания на свежие хорошего качества. C301\\302 330+220мкф в параллель. Также посмотреть фильтр по питанию ОУ C101\102 по 10мкф. Напряжение питания в этом месте 8.2В (стоит параллельный стаб на это напряжение) Т.е требуются электролиты от 10в (штатно стоят на 16в)
6. С101, С201 - разделительные неполярные по 0.33мкф на входе первого ОУ,
7. С121, С122 - по 0.1 мкф на входе выходного буфера.
8. C108, C208 - электролиты в цепях масштабирующего усилителя.
9. Обойти цепи выходных регуляторов Fader\Balance и, возможно, темброблок, сняв сигнал прямо с платы усилителя.
Если темброблок оставлять, то:
10. убрать выходные резисторы R147, R247 по 1к, снизив выходное сопротивление (взять сигнал с выхода темброблока, обойдя при этом регуляторы Fader\Balance). Pаменить ОУ LF353 в SOIC на что-то более звучное (этот ОУ находится на плате темброблока).
После профилатики один из ЛПМ показал детонацию ниже 0.08% RMS,
Пассиков в системе три. Основной плоский сечением 4х0.5 и полудлиной 136мм передает вращение от двигателя на ведущий вал. квадратный пассик 1х1 полудлиной 95мм связан с роликом подмотки (черный пластиковый шкив внизу в центре).
Передача вращения тут фрикицонная, за счет магнитной связи с металлической шайбой зафиксированной на валу. Усилие подмотки (и перемотки) регулируется пластиковым винтом в центре, чем он сильнее вкручен- тем ниже связь (и соответственно усилие подмотки и перемотки). Этот орган настройки доступен без разбора магнитолы, сквозь отверстие снизу у основной платы.
Третий пассик 1.6х1.6 и полудлиной 45мм передает вращение от двигателя на систему загрузки\выгрузки кассеты (на фото он снят с верхнего шкива двигателя.)
P.S. Волею случая я получил возможность ознакомится с флагманом этой линейки, моделью td700 спустя почти год после разбора полетов с 500кой.
Отличия в ЛПМ только в наличии второго ведущего вала и прижимного ролика с tape guide.
Как уже упоминалось, ЛПМ td700 представляет собой единственный в своем роде для автомагнитол закрытый тракт с 2 ведущими валами. Как это принято у домашних дек Nakamichi натяжение ленты (прижим ее к головкам) создается за счет разных диаметров подающего и принимающего тонвалов. Подающий тонвал имеет диаметр 2.5мм (и шероховатое покрытие для защиты от проскальзывания), а принимающий - 2.2мм и гладкую поверхность.
Как и у td500, пассиков в системе 3. Пассики у систем загрузки кассет и вращения ролика подмотки точно такие же как у младшей модели, а вот основной плоский пассик имеет полудлину чуть больше - 144мм.