Укрепление, коррекция, развитие интеллекта – этим постоянно нужно заниматься, но с учетом возрастных особенностей.
Начнем с детского возраста. Поскольку у ребенка вторичная сигнальная система (слово, речь, письмо, вербальное мышление) становится с «нуля» и постепенно развивается, а осознание себя как третичная система вообще очень слаба, то важно (не забывая про вторичную!) заниматься первичной системой (рецепторной системой, физиологией мозга). Работа с ней даст возможность активизировать, вовлечь в работу как можно больше нейронов и создать «материальную» базу для развития интеллекта.
Иначе говоря, ребенку обязательно нужно учиться:
1. Играть на музыкальных инструментах: слух и кинестетика.
2. Петь – слух и развитие речи как вторичной сигнальной системы.
3. Рисовать и лепить – зрение и кинестетика.
4. Танцевать – слух и кинестетика.
При этом развивается рецепторная система – зрение, слух, ощущения, а следом соответствующие виды памяти, а затем и мышления.
Причем если, например, развиваем кинестетику, то активизируются не только участки мозга, ответственные за движение, но и соседние. Тоже и по другим рецепторам.
Конечно, заниматься нужно не от случая к случаю, а систематично. Проблема в форме занятий – чтобы было интересно, захватывало, хотелось бы.... Одно из условий этого – заниматься в группе, а не только одному со взрослым – папой, мамой, бабушкой, педагогом! Тогда будет социальная синергия. Для детей во всех смыслах важно общение с другими детьми. Второе – это методика, третье – личность педагога.
Интересна, в связи с этим, методика развития интеллекта детей через пение Владимира Кирюшина (https://fantlab.ru/autor7193).
Ну, а когда мы станем взрослыми, то на первое место в развитии интеллекта приходит третичная система – осознание себя как личности, своего интеллектуального потенциала, сил и слабостей. Для этого необходима оценка интеллекта и на основе этого коррекция и совершенствование. Так уж сложилось, что в большей степени этим занимается эзотерика, чем традиционная наука. Наиболее рационален, если конечно получится, здесь «четвертый путь» по Георгию Гурджиеву – начать осознание себя с малого в своей ежедневной жизни, не абстрагируясь от нее как йоги и монахи, и постепенно переходя к более сложному.
В современной интерпретации это значит – занимайтесь развитием интеллекта не с помощью отвлеченных упражнений, а в привязке к своей жизнедеятельности – семейной и профессиональной. В этом случае вы наработаете интеллектуальный капитал, который будет давать вам отдачу.
Ну и завершу статью пожилыми людьми. Как известно, к старости мы дряхлеем во всех отношениях, дряхлеет и наш мозг, первичная репрезентативная система. Поэтому старым, как и малым нужны занятия музыкой, пением, рисованием, танцами, еще – фотографией, всяческими китайскими гимнастиками, трудом на земле …
Но если пожилой человек сумел наработать третичную систему, то он может достигнуть высшей степени интеллектуального развития – мудрости и обеспечить себе, если, конечно, физиология тела не подведет его, творческое долголетие.
Вот такие дела…
Моя страничка
http://dva5508.wixsite.com/intellect