Насос гидроусилителя руля является одной из важнейших частей механизма рулевого управления. Без него управление было бы крайней жестким и требовательным к физическому здоровью водителя.
С выбором насоса гидроусилителя сталкиваются многие водители. Сегодня Avto.pro расскажет об основных характеристиках насоса, а также об особенностях, которые следует учитывать при его покупке.
В чем особенность электрогидроусилителей
Правильнее всего ЭГУР называть электродинамическим гидроусилителем. Проблема обычного ГУР состояла в том, что на больших скоростях он не гарантировал точное управление автомобилем. Углы поворота при быстром движении должны быть острыми, а само управление отзывчивым, иначе ни о каком резком маневре не может идти и речи. Такого недостатка лишен ЭУР, поскольку имеет различные режимы работы. Однако, ЭУР относится к маломощным системам и достаточного усиления гарантировать не может (хотя современные системы от этого недостатка понемногу избавляются). Инженеры нашли решение: ЭГУР, объединяющий электрику и гидравлику.
Электридинамический гидроусилитель служит очень и очень долго. В нем нет ременной передачи, он почти не изнашивается, он оснащен датчиками, которые гарантируют регулируемое включение/отключение насоса. В нем также есть расширительный бачок и насос, что роднит его с обычным ГУР. Однако, система зависит от работы бортовой электроники.
Конструкция ЭГУР почти полностью повторяет конструкция ГУР, однако вместо ременного привода в нем имеется электродвигатель. За счет этого появляются режимы работы. В теории, их может быть до 10 штук, однако всегда имеется 3: комфортный, обычный и спортивный. Насосы таких усилителей имеют свои конструктивные особенности, хотя их работа от работы обычных насосов ГУР почти не отличается.
Время замены или ремонта насоса усилителя руля
Достаточно сложно говорить о том, когда насос требует замены. В большинстве случаев его «реанимируют» заменой патрубков и уплотнителей, т.е. расходников. Также может требовать замены приводной ремень. Полная замена требуется только в случае износа металлических деталей. Как правило, они стираются. Система крайней прочная и устойчивая к механическим повреждениям, так что появление трещин скорее указывает на то, что был куплен поддельный насос из некачественного металла. Хотя бывают и интересные случаи, которых вам могут рассказать работники СТО.
Как правило, насос ГУР ломается и требует полной замены по трем причинам:
- Износ вследствие использования плохой гидравлической жидкости;
- Появившийся клин деталей из-за плохой обработки металла ротора;
- Действие времени.
При правильной эксплуатации автомобиля и спокойной манере езды с заменой насоса вы можете не столкнуться вовсе. Основной проблемой гидроусилителя является как раз то, что он плохо переносит экстремальную езду. Однако ситуации на дороге могут быть разными. Вот и получается, что эксперты от гидравлического усилителя руля не в восторге – он очень практичен в езде на малых и средних скоростях по ровным городским дорогам, но не слишком пригоден для агрессивной езды и плохо себя ведет в экстренных случаях, как-то возможном ДТП.
Что указывает на проблемы с насосом
Неисправный насос сказывается на всем рулевом управлении. Вам будет очень сложно управиться с рулем, проворачивание которого потребует значительных усилий. Это первое, на что нельзя не обратить внимание. А вот изучив систему, можно обнаружить следующее:
- Уровень гидравлической жидкости очень мал. Определить это можно по расширительному бачку. Гидравлика начинает работать так, что на металле появляются задиры и потертости;
- Плохое состояние масла. Оно не должно быть ни темным, ни горелым, ни вспененным. Заметьте: мелкие посторонние включения говорят об особенностях эксплуатации насоса. Так, например, мелкая стружка указывает на истирание деталей. Грязное масло нужно менять как можно скорее;
- В системе ГУР появился воздух. Он попадает туда или при недостатке масла, или при повреждении уплотнителей. Обратите внимание и на резиновые детали;
- Малое натяжение приводного ремня. Здесь все понятно: нет передачи крутящего момента, нет и рабочего насоса;
- Насос «воет» из-за смещения сетки в бачке жидкости гидроусилителя. Проблема не самая частая, однако если давление в системе постоянно очень высокое, сетка может выйти из направляющих полозьев. Эту проблему можно решить и без помощи мастера, но эффект долговечным не будет.
Если гидроусилитель вас начал беспокоить, лучше съездить за помощью на СТО. А если насос окончательно вышел из строя и управлять автомобилем слишком сложно, лучше и вовсе вызвать подмогу. Полностью неисправный насос не ремонтируют, а попросту меняют на новый.
Какие комплектующие могут поменять на СТО
Насос как металлическое изделие ломается не очень часто. В большинстве случаев на его работе сказывается стареющий металл, и с этим ничего не поделать. А вот расходникипоменять можно.
Во-первых, меняют масло гидроусилителя. Обычное трансмиссионное масло, использующееся в коробках-автоматах, по всем характеристикам подходит почти идеально. Поможет вам в выборе инструкция от автопроизводителя. Старое масло становится вязким и темным – основные индикаторы смазки, которую нужно поскорее заменить. Проверять залитое масло стоит раз в год-два. Во-вторых, меняют приводной ремень. Эта деталь оказывает прямое влияние на работу гидроусилителя. Видавший виды ремень сильно растянут, покрыт мелкими трещинами. При езде с таким ремнем гидроусилителя рулевое колесо начинает ощутимо вибрировать. В-третьих, меняют или устанавливают отдельный жидкостный фильтр. В некоторых автомобилях он входит в основную комплектацию, а во многих нет. Опираясь на опыт водителей, резюмируем: даже если конструкция изначально не предусматривала наличие фильтра, стоит обратиться к мастеру с просьбой его установить. Менять его придется одновременно с плановой заменой масла.
Как правильно выбирать
Найти новый насос можно по VIN-коду транспортного средства. Так вы быстро найдете оригинал и уточните совместимость некоторых аналогов. Вы также не прочувствуйте на себе проблему установленного насоса, который имеет аналогичные со старым габариты, но создает слишком большое или малое давление в системе. Проблемная запчасть или будет работать неправильно, или слишком рано поломается.
Для подбора аналогов в обход кода транспорта нужно знать код старого насоса. Если и это неподходящий вариант, стоит заглянуть в электронные каталоги. В них удобно отсортированы запчасти по маркам, моделям авто, годам выпуска и ряду технических данных.
Экскурс по брендам
Рекомендуем брать OEM-насос гидроусилителя. Он подойдет идеально. Правда, он дороже аналогов, но насосы не относятся к категории очень дорогих запчастей.
Близка по качеству к оригиналу продукция следующих брендов: Bosch , TRW , Meyle (Германия), Elstock (Дания). По словам покупателей, эксплуатация насосов данных производителей принципиально не отличается от эксплуатации оригиналов. Цена приятно радует. Правда, есть аналоги и подешевле.
Если вы решили купить бюджетный насос ГУР, обращайте внимание на продукцию следующих брендов: Profit (Чехия), JP Group (Дания). Отметим, что многие автолюбители в Европе покупают аналоги именно этих фирм. Качество продукции высоко, а цены крайней демократичны. Правильная эксплуатация автомобиля полностью раскрывает потенциал запчастей от данных фирм.
Что же формирует цену
Сэкономить можно буквально на всем: качестве обработки металла, гидравлической жидкости, уплотнителях, шкивах и т.д. Часто некачественный насос путают с откровенным фальсификатом. Не знаем, обрадует это вас или разочарует. При желании можно сделать насос любого качества и почти за любые деньги. Производство самых скверных насосов сосредоточено в Китае, хотя отдельные предприятия могут находиться и в Чехии и Польше. Некачественные компоненты гидроусилителя очень рано выходят из строя и могут спровоцировать поломку смежных узлов. Так что если вы хотите купить качественную запчасть, обращайте внимание на репутацию бренда (выше мы перечислили тех, кто заслуживает доверия) и на цену. Хороший насос не может стоить мало. Страна производства сегодня ничего не решает, только спрос и серьезное отношение к тому, как спрос удовлетворить.
В теории возможна покупка б/у насоса гидроусилителя. Хоть его металлическая часть почти не изнашивается, риск все-таки имеется. Ресурс металла ограничен – это первое. Второе: вам наверняка придется прочистить изделие, заменить уплотнители и шкив. В итоге вы получите запчасть, которая прослужит вдвое меньше новой. А ведь перед этим нужно было тратить деньги на то, чтобы привести насос в порядок. Экономия не окажется сомнительной лишь в случае покупки ненового насоса, который эксплуатировался правильно и не слишком долго.
Вывод
Покупать насос ГУР не очень сложно. При большом желании можно даже поставить тот, что имеет одинаковую со старым геометрия. Мы делать этого не рекомендуем. Лучше вести поиски по VIN-коду и ставить оригинал или Bosch, TRW, Meyle – запчасти немецкого производителя не имеют достойных конкурентов на рынке аналогов. Не забывайте также следить за уровнем масла и состоянием фильтра, сетки. Соблюдайте общие правила эксплуатации рулевых реек с гидроусилителем, и вы вряд ли узнаете о «болезнях», которыми страдает гидравлика.