Перевал Дятлова – одна из самых загадочных локаций на территории всего Уральского региона. Уже более полувека эта точка на карте России привлекает к себе огромное внимание в связи с таинственной гибелью туристов в 1959 году. Недавно близ перевала были обнаружены обломки старого самолета, что дало новую пищу для новых размышлений и очередных домыслов.
Неожиданная находка
Объект был найден осенью 2018 года на отроге горы Гумпкопай, что всего в двадцати километрах южнее от знаменитого перевала Дятлова. На остатки советского транспортного самолета Як-12 наткнулась группа туристов из Екатеринбурга.
О самой находке сообщил на своей личной странице в соцсетях известный уральский путешественник и краевед Владимир Рыкшин. Впрочем, еще в 2010 году обломки самолета издалека увидел другой турист – Андрей Иванов. Собственно, поиски этих обломков и стали основной целью экспедиции екатеринбургских туристов.
Владимир Рыкшин, к слову, всерьез интересуется темой разбившихся на Урале военных и гражданских самолетов. На его счету – уже несколько подобных находок. Так, к примеру, именно он в 2012 году нашел лендлизовскую «Аэрокобру» в 80-ти километрах от Екатеринбурга.
Для справки:
Як-12 – легкий транспортный самолет с подкосно-расчалочным оперением, рассчитан на двух пассажиров и 350 кг груза. Он был разработан в 1946 году по личному заказу Иосифа Сталина. Высокоплан способен развивать скорость в полете до 194 км/час. С середины 70-х годов эксплуатация Як-12 в Советском Союзе была прекращена.
Поисковая экспедиция Рыкшина
Местность в окрестностях горы Гумпкопай достаточно дикая. Здесь нечасто ступает башмак туриста или сапог охотника манси. Любопытна этимология названия вершины. С мансийского языка этот топоним переводится как «гора-великан». Именно сюда в последние дни лета 2018 года отправилась экспедиция Свердловского филиала РГО (Русского Географического общества).
27 августа команда в составе восьми опытных туристов выехала из Екатеринбурга и двинулась на крайний север Свердловской области. За рулем автомобиля Газ-66 сидел известный уральский охотник Валерий Бехтин. К вечеру второго дня группа достигла подножья горы Гумпкопай, разбив свой лагерь на ее склоне.
Поиски объекта значительно усложнялись тем фактом, что реальная местность существенно отличалась от той, что была изображена на топографических картах полувековой давности. Многие тропы и поляны давно заросли лесом и непроходимым кустарником. GPS-навигатор тоже не сильно помогал исследователям, ведь продираться сквозь глухую уральскую тайгу по прямому азимуту – дело непростое и утомительное.
Но старания туристов были вознаграждены закономерным успехом: спустя несколько дней активных поисков загадочный самолет все-таки был найден.
Идентификация самолета
Увы, от летательного аппарата до наших дней дошла лишь груда бесформенного металла. Тем не менее, туристам удалось отыскать на фрагментах его корпуса заводские номера, позволившие опознать и идентифицировать транспортное средство. В частности, удалось выяснить, что данный самолет числился за Ивдельским авиаотрядом. В январе 1971 года он вылетел в один из районов горного Урала, к северу от своей базы. В кабине самолета находились четыре человека: двое пилотов и двое ученых.
Во время полета Як-12 попал в сильную снежную бурю. Главный пилот был вынужден посадить самолет на неизвестном горном отроге, дабы переждать непогоду. Но посадка оказалась неудачной: шасси были серьезно повреждены, что сделало невозможным последующий взлет. Благо, никто из пассажиров не пострадал.
Второй пилот самолета успел послать сигнал о помощи. К потерпевшим крушение людям сразу же отправили другой самолет, который сбросил им теплую одежду, амуницию и достаточный запас провизии. После этого экипаж вместе с учеными отправился пешком назад к аэродрому. К счастью, все обошлось: через четверо суток они целыми и невредимыми добрались до своей базы.
Что касается самого самолета – его решили оставить на месте крушения. Дело в том, что операция по доставке обломков на базу оказалась слишком уж дорогостоящей, а потому – нецелесообразной.
Для справки:
Местность в районе вершины Холатчахль («Гора Мертвецов» в переводе с наречия народа манси) на границе Свердловской области и Республики Коми стала известна благодаря печальному событию – гибели девяти туристов из так называемой группы Дятлова.
Трагедия случилась в ночь на второе февраля 1959 года на одном из отрогов горы. Расследование данного инцидента проходило под грифом секретности. Существует несколько десятков различных версий гибели туристов: от природно-климатических или криминальных – до мистических и фантастических. Что же на самом деле произошло в ту роковую ночь в горах Северного Урала – точно неизвестно до сих пор.