Найти в Дзене
Всё что нужно знать!

Как устроена экономика ( Часть 3 )

В 3-й части статьи как писал во 2-й, самая первая темя будет такая: Как использовать эти концепции Ни одна из школ не дает единственно правильного ответа на все вопросы. Таким образом, лучше всего понять экономику можно, только объединив разные подходы. Например, чтобы понять плюсы и минусы капитализма, изучите работы классиков, марксистов, институционалистов и шумпетерианцев. Классическая, австрийская и неоклассическая школы выступают за свободу рынка; девелопменталисты и кейнсианцы, наоборот, поддерживают идею государственного вмешательства. А оценить роль индивидуума в экономике можно, обратившись к трудам представителей неоклассической, австрийской и бихевиористской школ. “Бихевиористская школа: мы недостаточно умны, поэтому должны сознательно ограничивать свою свободу выбора с помощью правил”. Экономические показатели Для проверки теоретических положений основных школ экономической мысли можно использовать несколько экономических показателей, применяемых в реальной жизни. Валово
Оглавление

В 3-й части статьи как писал во 2-й, самая первая темя будет такая:

Как использовать эти концепции

Ни одна из школ не дает единственно правильного ответа на все вопросы. Таким образом, лучше всего понять экономику можно, только объединив разные подходы. Например, чтобы понять плюсы и минусы капитализма, изучите работы классиков, марксистов, институционалистов и шумпетерианцев. Классическая, австрийская и неоклассическая школы выступают за свободу рынка; девелопменталисты и кейнсианцы, наоборот, поддерживают идею государственного вмешательства. А оценить роль индивидуума в экономике можно, обратившись к трудам представителей неоклассической, австрийской и бихевиористской школ.

“Бихевиористская школа: мы недостаточно умны, поэтому должны сознательно ограничивать свою свободу выбора с помощью правил”.

Экономические показатели

Для проверки теоретических положений основных школ экономической мысли можно использовать несколько экономических показателей, применяемых в реальной жизни. Валовой внутренний продукт (ВВП) – показатель, оценивающий стоимость того, что было произведено внутри страны. Валовой национальный продукт (ВНП) – это все, что произведено гражданами и компаниями данной страны как внутри, так и за пределами ее границ. Эти показатели не отражают разницы в уровне цен между странами, поэтому экономисты корректируют их по “паритету покупательской способности”, сопоставляя курсы обмена в��лют.

Эти показатели имеют один существенный недостаток: в их основе лежит усреднение и они не отражают распределения доходов и богатства. Более того, они не отражают качество жизни и степень удовлетворенности населения. Наиболее известные попытки оценить благополучие человека по этим параметрам – “Опрос о счастье” Института Гэллапа и “индекс лучшей жизни”, введенный ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития).

“Мы должны обращаться к истории, потому что у нас есть моральный долг по мере возможности избежать экспериментов на живых людях”.

Финансовые системы – банки и рынки сырья, акций, облигаций – направляют сбережения в инвестиции. Исторически эти источники обеспечивали финансированием отрасли материального производства, например промышленность. Однако с 1980-х годов финансовые институты сосредоточили усилия на торговле такими сложными финансовыми инструментами, как деривативы и секьюритизируемые долговые продукты; они заняли важное положение в структуре финансовой деятельности. Этот факт наряду с ростом сектора услуг в целом позволил некоторым экономистам говорить о переходе к “постиндустриальной экономике”. К сожалению, несмотря на утверждения неоклассиков, ни экономическая теория, ни используемые на практике показатели не успевают за этой “финансиализацией” мировой экономики. Вера в непогрешимость рынка подготовила почву для финансового кризиса 2008 года.

“Прогностические возможности любой науки, предмет изучения которой люди, достаточно скромны”.

Экономику определяет политика

Бедность и имущественное неравенство – это не только вопрос уровня жизни, это еще и результат экономической политики, оказывающей важнейшее влияние на производственный потенциал, инновации, экономический рост и человеческое достоинство.

В период с 1950-х по 1980-е годы страны с наибольшим уровнем равноправия, такие как Тайвань и Южная Корея, переживали более бурный рост, чем менее эгалитарные развивающиеся страны Латинской Америки. С 1960 по 2010 год по темпам роста годового дохода на душу населения Финляндия обгоняла США, “одно из самых неравноправных обществ среди богатых стран”. В 1980-х годах США и Великобритания приняли экономическую политику “просачивающегося богатства”, характерными признаками которой являются дерегулирование и снижение налогов для богатых. Это привело к резкому имущественному расслоению общества.

Большинство экономических теорий рассматривают индивидуумов как потребителей, а не работников, подчеркивая, что люди работают, чтобы потреблять. Потребители с низким доходом и большими долгами не могут потреблять много, становясь фактором замедления роста. Экономическая наука обращает недостаточно внимания на “внутреннюю ценность работы”, рассматривая в основном отсутствие работы – безработицу. Между тем приносящий радость труд усиливает чувство самореализации и удовлетворенности, а достойная его оплата стимулирует потребление и накопление капитала, необходимые для экономического роста. Люди, которые любят свою работу, создают инновации. Поэтому политика, направленная на улучшение условий труда, способна оздоровить экономику и сделать нас счастливее.