Найти в Дзене
Всё что нужно знать!

Как устроена экономика ( Часть 2 )

В первой части статьи мы остановились на пункте №3 “Марксистская школа: капитализм – мощное средство экономического прогресса, но он рухнет, как только частная собственность станет препятствием для дальнейшего развития”. Продолжим нашу тему и перейдем к пункту №4 4. Девелопменталистская традиция Эта экономическая теория, уходящая корнями в меркантилизм конца XVI века, возможно, наиважнейшая теоретическая традиция в экономике с точки зрения ее влияния на реальный мир. Она придает большое значение производственному потенциалу, инновациям и государственному вмешательству в экономику развивающихся стран с целью стимулирования ее роста. Один из основателей теории, американец Александр Гамильтон, ввел понятие “новых отраслей”, для защиты которых от разрушительного действия свободного рынка должны вводиться тарифы, субсидии и другие меры государственной поддержки. Некоторые аспекты девелопменталистской традиции нашли свое отражение в “экономике развития” – теории, разработанной в 1950–1960
Оглавление

В первой части статьи мы остановились на пункте №3 “Марксистская школа: капитализм – мощное средство экономического прогресса, но он рухнет, как только частная собственность станет препятствием для дальнейшего развития”.

Продолжим нашу тему и перейдем к пункту №4

4. Девелопменталистская традиция

Эта экономическая теория, уходящая корнями в меркантилизм конца XVI века, возможно, наиважнейшая теоретическая традиция в экономике с точки зрения ее влияния на реальный мир. Она придает большое значение производственному потенциалу, инновациям и государственному вмешательству в экономику развивающихся стран с целью стимулирования ее роста. Один из основателей теории, американец Александр Гамильтон, ввел понятие “новых отраслей”, для защиты которых от разрушительного действия свободного рынка должны вводиться тарифы, субсидии и другие меры государственной поддержки. Некоторые аспекты девелопменталистской традиции нашли свое отражение в “экономике развития” – теории, разработанной в 1950–1960-х годах и утверждающей необходимость поддержки развивающихся рынков. Девелопментализм – эклектический подход, неоднократно успешно воплощавшийся на практике, в том числе в Сингапуре с его уникальным сочетанием свободного рынка и социалистической политики.

“Девелопментали��тская традиция: полностью доверившись рынку, отсталые страны не смогут развиваться”.

5. Австрийская школа

Австрийская школа получила международную известность благодаря вышедшей в 1944 году книге Фридриха фон Хайека “Дорога к рабству”. Сторонники этой школы верят в “спонтанный порядок”, рождающийся из конкуренции на свободных рынках. Они твердо стоят на позициях невмешательства государства в экономику, считая, что люди иррациональны и ни один из субъектов экономики не может обладать полным знанием, а следовательно, лучше предоставить рынки самим себе. Единственная роль, которую они признают за государством, – это обеспечение законности и правопорядка, а все помимо этих функций ведет, по их мнению, к ограничению личной свободы. Однако разнообразие успешных экономических моделей, наблюдаемое в современном мире, заставляет усомниться в правомерности радикальных взглядов “австрийцев” на вмешательство государства в экономику.

“Австрийская школа: никто не может знать все, поэтому оставьте всех в покое”.

6. Шумпетерианская школа

Джозеф Шумпетер, написавший свои самые значимые труды в первой половине ХХ века, развивал идеи Маркса о важности технологического прогресса. Он сосредоточил внимание на инновациях, создаваемых харизматичными предпринимателями, как ключевом факторе роста. Внедрив инновации, бизнесмены получают высокую “предпринимательскую прибыль” – до тех пор пока другие участники рынка не адаптируются к переменам и не потеснят новаторов. Шумпетер предсказывал, что такие “бури созидательного разрушения” в итоге приведут к упадку капитализма. Он ошибался, не допуская возможности возникновения инноваций без предпринимателя, в результате усилий рабочих предприятий, ученых и государства.

“Шумпетерианская школа: капитализм – это мощное средство экономического прогресса, но он сдаст свои позиции, поскольку компании становятся все более крупными и бюрократизированными”.

7. Кейнсианская школа

Великая депрессия 1930-х годов заставила мир обратить внимание на работы англичанина Джона Мейнарда Кейнса. Он вывел понятие “макроэкономики” как отдельной области экономики, которая занимается анализом экономической деятельности вообще, как единого целого, которое отличается от суммы слагаемых. То, что приносит пользу индивидууму, – например накопление вместо трат – может быть пагубным для экономики в целом, которой для роста нужны продавцы и покупатели. Кейнс считал, что наращивание государственных расходов для обеспечения полной занятости – приемлемая форма вмешательства государства в экономику, способная устранить рыночные перекосы.

“Кейнсианская школа: то, что хорошо для людей, не обязательно так же хорошо для экономики в целом”.

8. Институциональная школа

Институционалисты рассматривали индивидуумов в контексте создаваемых ими организаций. Институты оказывают воздействие на людей и формируют их поведение, но индивидуумы могут совместными усилиями изменять институты. Зенита славы школа достигла с принятием в 1930-х годах в США политики “Нового курса”. При участии экономистов этой школы был введен целый комплекс норм и программ, регулировавших финансовую сферу, социальное обеспечение, профсоюзы и компании, предоставляющие коммунальные услуги.

9. Бихевиористская школа

Это одно из самых молодых направлений экономической мысли. Объектом исследования для него стало мышление человека, эвристические правила и роль эмоций, справедливости и приверженности в принятии экономических решений. Индивидуумы предстают у бихевиористов как носители “ограниченной рациональности”, которая позволяет им делать выбор из множества альтернатив в слишком сложном для понимания, неопределенном мире.

“Институциональная школа: люди – это продукт собственного общества, даже если они способны изменить его правила”.

В следующей части вы узнаете как использовать эти концепции.