При упоминании Ивана Грозного и пиры в его времена большинство из нас вспоминает: «Икра черная, икра красная, икра заморская, баклажанная»…
В истории Иоанн IV запомнился разными вещами: неоднозначными государственными реформами, жестокостью поддержания власти и любовью к пышным и обильным трапезам, царским обедам.
Царь любил устраивать званные обеды. Обычно обед длился до десяти часов. К столу подавались сотни блюд, среди которых обязательно была масса диковинных и невиданных прежде.
Последовательность подачи блюд на царских пирах
На пирах строго соблюдалась последовательность подачи блюд.
Традиционно начинали с холодных закусок, которых было множество: различная икра, копчения, соления, заливное и т. п.
Затем наступала пора жареных мясных и рыбных блюд. Начинали его обычно с жареных лебедей или павлинов, декорированных перьями.
Вслед за жареными «царскими» птицами дюжие слуги выносили обжаренные на вертелах туши. Подавали даже жареную рысь, которая за белое мясо считалась лакомым блюдом. Выносились громадные осетры, белуги, стерляди, щуки, сомы.
После этого начинали демонстрировать различные кулинарные изыски, например, свиную тушу, половина которой вареная, а половина жареная, начиненную различной птицей, фруктами и специями. К жареным блюдам подавались различные соусы, маринады, соления.
После жареного мяса наступал черед горячих супов. Только ухи могли подавать 25−30 различных вариантов.
Завершали пир десертом — свежими и приготовленными в различных видах фруктами и ягодами, блюдами из орехов, сладкими выпечками, заморскими деликатесами.
Пир. “Князь Серебряный”
А.К. Толстой
Вот как описывает парадный царский обед, который дал Иван Грозный для 700 опричников граф Алексей Константинович Толстой.
«… Множество слуг, в бархатных кафтанах фиалкового цвета, с золотым шитьем, стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах.
Этим начался обед.
Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи.
Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемуховым. Другие подавали разные иностранные вина: романею, рейнское и ….
…Слуги, бывшие в бархатной одежде, явились теперь все в парчовых доломанах. Эта перемена платья составляла одну из роскошей царских обедов. На столы поставили сперва разные студни, потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с имбирем, бескостных кур и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со сливами, гусей с пшеном и тетерок с шафраном…
…Уже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во полу-столе.
Отличились в этот день царские повара.
Никогда так не удавались им лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной. Особенное удивление возбуждали исполинские рыбы, пойманные в Студеном море и присланные в Слободу из Соловецкого монастыря. Их привезли живых, в огромных бочках; путешествие продолжалось несколько недель. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Затейливое искусство поваров выказалось тут в полном блеске. Осетры и севрюги были так надрезаны, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых змиев с разверстыми пастями.
Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном…
… Но вот, по знаку стольников, убрали со столов соль, перец и уксус и сняли все мясные и рыбные яства.
Слуги вышли по два в ряд и возвратились в новом убранстве….
Убранные таким образом, они внесли в палату сахарный кремль, в пять пудов весу, и поставили его на царский стол. Кремль этот был вылит очень искусно. Зубчатые стены и башни, и даже пешие и конные люди были тщательно отделаны. Подобные кремли, но только поменьше, пуда в три, не более, украсили другие столы.
Вслед за кремлями внесли около сотни золоченых и крашеных деревьев, на которых, вместо плодов, висели пряники, коврижки и сладкие пирожки. В то же время явились на столах львы, орлы и всякие птицы, литые из сахара.
Между городами и птицами возвышались груды яблоков, ягод и волошских орехов. Но плодов никто уже не трогал, все были сыты. … “
Караси с бараниной
Большая часть блюд того времени до нас не дошла, а некоторые даже непонятны по названиям, например, караси с бараниной.
Сын антиохийского патриарха Макария Павел Аллепский, который вместе с отцом путешествовал по России, в своих записках отмечает изобилие рыбы на Руси и описывает одно из рыбных блюд: «Выбирают из рыбы все кости, бьют ее в ступках, пока она не сделается как тесто, потом начиняют луком и шафраном в изобилии, кладут в деревянные формы в виде барашков и гусей и жарят в постном масле на очень глубоких, вроде колодцев, противнях, чтобы она прожарилась насквозь, подают и разрезают наподобие кусков курдюка. Вкус ее превосходный: кто не знает, примет за настоящее ягнячье мясо».
Сервировка царского стола
Царский стол во время таких многолюдных застолий обслуживали две, а то и три сотни человек.. На столах уже стояли крупно нарезанный хлеб, соль, приправы, ножи и ложки. Вилок тогда не было. Этим прибором стали пользоваться во Франции во время царствования Людовика XIV.
Персональные столовые приборы, а особенно ложки и ножи до конца XIV века предназначались только для наиболее знатных гостей. Так, иностранец Бухав, присутствовавший на пиру Ивана Грозного, впоследствии писал, что не имел ни тарелки, ни ножа, а пользовался ими от сидевшего подле него боярина.
Как не было и салфеток (ими стали пользоваться при Петре Первом, хотя и при его отце Алексее Михайловиче подавался расшитый платок для вытирания рук; бояре, однако, предпочитали пользоваться для этих целей собственными бородами).
Любопытно, что суп (в то время любой суп назывался ухой) наливался в глубокую миску, которая ставилась для двоих, и гости попарно хлебали из нее; так же обстояло и с иными блюдами. Отсюда и выражение: «есть из одной тарелки».
Что ел Иван Грозный
В дополнение — пара любопытных фактов. Оказывается сам государь Иван Грозный на своих пышных, царских обедах почти ничего не ел. По двум банальным причинам: оказывается с молодости он страдал колитом.
Но еще больше он боялся быть отравленным сотрапезниками, что весьма широко практиковалось в то время. Именно так была отравлена его мать — Елена Глинская. Поэтому, для самого царя блюда ставились на отдельный стол.
Перед тем, как блюдо попадало на царский стол, оно проходило многоступенчатую проверку: сначала его в присутствии дворецкого пробовал повар, затем пробовали слуги, переносившие его в комнату рядом с пиршественной палатой, из которой оно уже подавалось к столу. Последним «снимал пробу» стольник или чашник, непосредственно подававший его на стол.
Госмонополия на хлебное вино
И еще одно историческое событие, напрямую связанное с Иваном Грозным. В XV веке Иоанн III устанавливает монополию на производство и продажу хлебного вина. С этого времени дозволялось «варить питья» только для домашнего употребления по семейным праздникам, но с непременным условием уплаты специальной пошлины (т.н. «явки»). Явочное питье полагалось выпить за 3–5 дней, иначе оно могло быть конфисковано.
В 1553 году, на берегу Москва-реки, в районе Балчуга, именно Иваном Грозным был основан “царский кабак”, (кабак — по-татарски, обозначает постоялый двор, где продают напитки и съестное). В награду за завоевание Казани царским опричникам водку тут наливали бесплатно. Сюда же стали захаживать бояре и приезжие иноземцы, уважительно считая заведение “государевым” и стараясь наглядно раскошелиться, на всякий случай…