Найти тему
Юлия Ковтун

Воспитание детей: особенности подхода к ребенку в разном возрасте.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был самым лучшим, самым воспитанным и умным. Казалось бы, нет ничего сложного, привить ребенку правильные манеры и моральные принципы, но важно понимать, чему и как учить ребенка в разном возрасте.

Специалисты выделяют несколько возрастных периодов психического и личностного развития ребенка, каждый из которых имеет свои отличительные особенности восприятия ребенком мира и, соответственно, разные подходы влияния на малыша.

Первый период – младенчество. Возрастные рамки – от первых дней жизни до года. В этот промежуток времени все нужны ребенка удовлетворяют взрослые, малыш не умеет выдерживать режим дня, провоцирует гиперопеку и манипулирует мамой с помощью крика. В этот период мать должна воспитать в себе способность чувствовать нужды ребенка (у многих женщин это чувство развивается самостоятельно на подсознательном уровне).
Родители должны позаботиться о физическом развитии младенца, поскольку именно ощущение тела дает волю к жизни. Уже с первых дней жизни необходимо проявлять уважение к своему чаду, создавать ему собственное пространство. Также стоит много разговаривать с ребенком, рассказывать ему о том, что происходит вокруг него.
Второй период – ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Этот этап жизни формирует, хотя и нестабильный, но характер ребенка, поэтому необходимо пристально наблюдать за поступками малыша. В раннем возрасте у детей появляются первые «претензии» на самостоятельность, они часто капризны и упрямы.
В это время нужно четко сформировать рамки поведения ребенка: не позволять добиваться желаемого посредством крика и истерики, приучать к режиму дня и правильному питанию. К тому же, следует побуждать малыша к самостоятельным занятиям, к знакомствам с другими детьми.
Третий период – дошкольничество (от 3 до 7 лет). В эти годы родители должны уделять много времени развитию ребенка: чтению, счету, логическому мышлению. Правильным решением будет отдать малыша в какой-нибудь кружок, где он сможет тратить энергию и реализовывать себя. Часто в детях в этом возрасте «включается почемучка». Родители должны выстраивать с детьми диалог, объяснять непонятные факты доступным для детей языком.
Четвертый период – младший школьный возраст (7 – 11 лет). В этом возрасте дети идут в школу. Они попадают в новую, еще не понятную им, атмосферу; начинают активно взаимодействовать со сверстниками, приобретая в их лице и друзей, и врагов.
Родители начинают требовать от своих чад успехов в учебе, настойчивости, стремления быть лучше. Важно помнить, что переусердствовать с требованиями к ребенку нельзя. После 10 лет они уже сами пытаются выстроить план своих действий. За этим процессом лучше просто наблюдать со стороны, лишь немного координируя действия детей.
Пятый период – подростковый возраст (11-14 лет). Из-за не совсем уравновешенного поведения подростков, родители пытаются максимально контролировать своих детей от совершения разного рода глупостей. Но, как правило, этот контроль вызывает обратную реакцию, и дети начинают отдаляться от взрослых. Подростки считают себя уже полноценно совравшими для самостоятельно жизни людьми. Естественно, это не так, и задача родителей максимально тактично «донести» эту мысль своим чадам.
Шестой период – ранний юношеский возраст (14-18 лет). В эти годы нужно помочь ребенку определиться, с чем он хочет связать свое будущее, но оставляя последнее слово за ним. Нужно давать ребенку свободное пространство для того, чтобы он мог до конца сформироваться как личность.

Каждый ребенок индивидуален, но зная общие характеристики развития ребенка, проще воспитать умного и порядочного жителя нашей планеты.

-2