Владислав ТОЛСТОВ 18.04.2019
Прочитано в 2019 г. Выпуск 285
Сергей Николаевич «Театральные люди»
- Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2019 г.
Сам я к театру и театральной жизни вполне равнодушен, но куда деваться, когда «Редакция Елены Шубиной» регулярно выпускает такие книги о театре, что хочешь не хочешь, а погружаешься в этот мир. В прошлом году была совершенно потрясающая книга Соломона Волкова о Большом театре, в этом году (который, если кто не в курсе, в России объявлен Годом театра) главной книгой о театре – для меня, во всяком случае – становится сборник очерков главного редактора журнала «СНОБ» Сергея Николаевича. Это именно очерки, эссе, воспоминания о встречах с людьми театра, о том, как доводилось общаться накоротке с легендарной Ангелиной Степановой, или с женой режиссера Эфроса Натальей Крымовой. Или даже беседовать на кромке бассейна с самим Данилой Козловским – когда он был еще никому не известным и начинал свою карьеру в каком-то кордебалете. Книга мне понравилась: она написана таким старомосковским стилем, рассказана от лица человека, который вырос в центре Москвы, жил в пяти минутах ходьбы от великих театров и 30 лет писал о театре статьи. Эта книга прежде всего написана человеком, который действительно понимает в театре, любит театр, умеет о нем рассказать. Много броских деталей, черточек, штрихов к портретам героев, о которых рассказывает Николаевич. Поразительный, конечно (о нем уже кто-то написал) эпизод, как автор еще в юном возрасте стоит в каком-то центральном московском магазине, а перед ним на мраморном подоконнике, болтая ногами, сидит сама Лиля Брик и лопает творожный сырок. И кто-то из очереди с ненавистью говорит – мол, из-за этой еврейки застрелился Маяковский. Замечательная книга, даже для человека, равнодушного к театру, в ней есть что почерпнуть.
Сергей Уваров «Интонация. Александр Сокуров»
- Изд-во «Новое литературное обозрение», 2019 г.
Книга составлена из интервью режиссера Александра Сокурова. Не помню какое издательство в свое время запустило целую серию книг, каждая из которых представляла расшифровку долгих обстоятельных бесед с кинорежиссерами – Вуди Алленом, Тимом Бертоном. Да и издательство «НЛО» когда-то завело серию «Кинотексты», в которой выходила потрясающая (одна из самых любимых у меня до сих пор) книга интервью с режиссером Алексеем Германом, написанная еще совсем молодым и неизвестным Антоном Долиным. Не знаю, почему именно кинорежиссеры становятся героями таких книг. Наверно, потому, что в их фильмах присутствует множество моментов, которые нуждаются в истолковании, в расшифровке – а кто растолкует правильнее, если не сам режиссер? У Сокурова можно спросить о многом, у него таких темных мест в фильмах очень много. Например, почему действие «Дней затмения» происходит в пустыне или что означает, что доктора Геббельса в «Молохе» играет женщина. Я не люблю Сокурова именно потому, что он для меня сложный режиссер, я не могу смотреть фильм и постоянно расшифровывать все эти его визуальные коды, отсылки, аллюзии и намеки. Вот теперь есть книга, в которой он сам по большей части все объясняет. И для поклонников творчества Александра Сокурова это будет очень хорошо.
Антон Чернин «Наша музыка. Полная история русского рока, рассказанная им самим»
- Изд-во «Пальмира», 2019 г.
Конечно, это издательство «Пальмира», кто бы еще мог издать такой шедевр! В свое время Легз Макнил и Джиллиан Маккейн написали книгу «Прошу убей меня», которая состояла из интервью с примерно полутора сотней людей, имевших отношение к становлению американской и британской панк-сцены. Это невероятно тяжелый в исполнении труд, опросить такое количество народу, но читается – не оторваться. Потом такой опыт еще много раз пытались повторить, с разной степенью успешности (например, я писал недавно о книге Джеба Робба «Устная история панк-рока»). Книга «Наша музыка» Антона Чернина составлена по такому же принципу. Сначала нам представляют действующих лиц, всю гвардию старого-нового рока, от Андрея Макаревича до Земфиры и Ильи Лагутенко. Смущает правда, почему «полную историю рока» рассказывают исключительно музыканты, а не как у Макнила-Маккейн, где звучат голоса всех – от владельцев клубов, до продюсеров, стриптизерш и звезд тамошней тусовки. С музыканта какой спрос, он музыкант и есть. Может, поэтому книга мне показалась несколько однобокой. Хотя Антон Чернин ее грамотно выстроил: каждая глава соответствует определенному периоду, этапу, приводится множество важных хроникальных фактов, а голоса самих музыкантов создают необходимый контекст. С одной стороны, постоянно повторяют, что только творчество, рок-музыка и спасли их от бессмысленности существования в «совке» и беспробудного пьянства. С другой – все наши рок-звезды «родом из СССР» очень советские люди – по воспитанию, по тому, как говорят о себе, по некоторым речевым оборотам, заимствованным явно у официозной печати. Впрочем, племянник, фанат «Наутилус-Помпилиус» от этой книги в диком восторге.
Том Шон «Вуди Аллен: комик с грустной душой»
- Изд-во «Бомбора», 2019 г.
Нужно быть большим поклонником Вуди Аллена, чтобы приобрести этот фолиант ценой в 2640 рублей (2220 со скидкой на «Лабиринте»). Это роскошное подарочное издание, но не менее важно, что это издание фанатское, а истинные поклонники за такую иллюстрированную биографию Вуди Аллена и не такие деньги готовы заплатить. Это именно биография – подробный рассказ о каждом из 50 или сколько у него фильмов, о каждом, с редкими фотографиями, огромными коллажами, ценными артефактами, набросками, раскадровками, документальными кадрами. Любой человек, который готов потратить на этот роскошный подарочный фолиант две с половиной тысячи рублей, получит возможность часами разглядывать это чудо фанатской мысли. Не представляю, сколько в России есть поклонников творчества Вуди Аллена, достаточно состоятельных, чтобы приобрести этот альбом. Но и кроме фотографий там есть и текст, который, собственно, меня как читателя интересовал в первую очередь. И не разочаровал: вдумчивое, уважительное и дотошное исследование творческого пути Вуди, с массой интересных деталей. Пожалуй, дождусь появления этой книжки в электронной продаже – можно даже без картинок.
Риккардо Николози «Вырождение: литература и психиатрия в русской культуре конца XIX века»
- Изд-во «Новое литературное обозрение», 2019 г.
Немецкий профессор славистики и культуролог решил выяснить, почему в русских романах второй половины XIX века столько много персонажей, далеких, скажем так, от понятия психической нормы. «В русском романе нам встречаются души сумрачные, терзаемые тоской по идеалу; грубые и мощные характеры, с одинаковой страстью творящие добро и зло; неукротимые волевые натуры; сердца, исполненные странной жажды страданий. При ближайшем рассмотрении кажется, что эти персонажи пребывают в состоянии ненормальном; нечто в их мозгу либо повреждено, либо функционирует неправильно. Все они, или почти все, являют собой экзальтированных невротиков, людей, которых следует поручить заботам Шарко или Ломброзо», утверждает Николози и разворачивает исследование аж на 500 страниц, причем в качестве материала привлекает не только Достоевского (еще бы!)...