Найти в Дзене
Исправленному верить

После Победы пришла беда

Про Голодомор 1932—1933 годов знает каждый школьник каждой бывшей республики бывшего СССР. Про голод, охвативший страну-победительницу в 1946—1947 гг. было запрещено говорить вплоть до конца 1980-х, когда стали доступны документы о колоссальной трагедии, унесшей жизни более полутора миллионов советских граждан.

Анализируй это

Информация о голоде 1946—1947 годов была впервые опубликована в СССР в изданном в конце 1986 года в четырёхтомнике «История советского крестьянства» Н.М. Волкова. В нём причинами названы катастрофическая засуха и последствия войны.

Анализируя произошедшее, специалисты разных отраслей – историки, экономисты, планировщики, агрономы – считают, что не было конкретной причины, а воедино сложились до десятка, вызванных засухой и последующим неурожаем в течение двух послевоенных лет, не только в Советском Союзе, но и в Европе, в первую очередь, Восточной, вставшей на социалистические рельсы. Экспорт зерна в создающийся соцлагерь был совершенно нежелательным и даже неуместным с точки зрения внутренней экономической политики, но обязательным и необходимым политических ходом. Западная Европа для восстановления хозяйства и уровня жизни принимала план госсекретаря США Джорджа К. Маршалла — «Программу восстановления Европы», в осуществлении которой участвовали 17 европейских стран, включая западные сектора побеждённой Германии. «План Маршалла» был направлен на восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизацию промышленности и… вытеснение коммунистов из властных структур капстран. А интернациональный социализм, победивший национал-социализм не мог оставить без хлеба братьев-интернационалистов. По официальным данным, за 1946—1948 годы СССР экспортировал 4,43 млн тонн хлеба.

Следствие и последствия

Засуха и, как следствие, неурожай стали катализатором, но не единственной причиной. После Великой войны численность трудоспособного мужского сельского населения сократилась настолько, что откатилась к уровню 1931 года – полноценно ухаживать за землёй просто не хватало мозолистых рук. И не только рук. За годы войны поставок сельхозтехники в колхозы и МТС не было, если где какая и осталась, то на 95% была в непригодном для работы состоянии. Поголовье лошадей составляло менее 45% от довоенного. О поголовье крупного и мелкого рогатого скота данные вообще умалчивали, поскольку учитывать было практически некого. Да и сёл после войны в Белоруссии, Украине и западной и юго-западной части Российской Федерации – основных поставщиков зерна в закрома Родины, стало значительно меньше.

Засуха 1946 года привела к существенному, но не катастрофическому снижению урожая. Урожай зерновых 1947 года составил 98,5 млн тонн, что оказалось на 20 млн тонн меньше, собранного в предвоенном 1940 году.

Но есть и те, кто аргументированно основной причиной голода назвал политику. Так, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН Вениамин Фёдорович Зима утверждает, что «Голода 1946—1947 гг. в СССР могло не быть, поскольку государство располагало достаточными запасами зерна. Одна его часть, не самая крупная, экспортировалась. В течение 1946—1948 гг. экспорт составлял 5,7 млн т зерна, что на 2,1 млн т больше экспорта трёх предвоенных лет. Другая, основная часть запасов никак не использовалась. На неприспособленных для хранения складах зерно портилось настолько, что не годилось к употреблению. По неполным подсчётам, за 1946—1948 гг. в целом по СССР было начисто загублено около 1 млн т зерна, которого могло хватить многим голодающим».

Леонид Парфёнов в своей легендарной программе «Намедни» сообщил, что правительство СССР отказывалось от зарубежной помощи, при этом поставляло эшелоны зерна в страны, где в результате освобождения от гитлеровцев, установили коммунистическое правление. В конце концов, СССР принял продовольственную помощь для населения Белоруссии и Украины от Швеции и Дании по линии ООН, но только при условии, что она будет именоваться «помощью жертвам войны».

Распределение

На самом деле запас зерна в СССР, как показывали отчётные данные, намного превосходил минимальный уровень, необходимый для поддержания нормированного распределения. Но хлеб уходил в города. Для советских и партийных работников, рабочих и служащих оборонных предприятий и сотрудников правоохранительных органов были введены карточки и усиленный паёк. Параллельно, на случай новой войны, несмотря на крайне неудовлетворительное обеспечение граждан, создавался стратегический зерновой резерв. При этом были увеличены нормы выработки, и как следствие, упали реальные заработки. Заработная плата рабочих снизилась почти вдвое, при зарплате молодого рабочего 200 рублей в месяц и средней по стране 520 рублей, обед в заводской столовой обходился в 8–9 рублей в день. Наиболее тяжким бременем нехватка продовольствия легла на основного его производителя – колхозное крестьянство. От голода умирали те, кто в советской распределительной системе не имел права на получение помощи от государства. Крестьянству вообще было отказано в помощи. Во многих колхозах отменили оплату трудодней зерном, в трети хозяйств – выплаты вообще не производились. При этом, были отменены льготы по уплате сельскохозяйственного налога для семей погибших на фронте и получивших инвалидность в ходе боевых действий. Несвоевременная уплата налога грозила крупным денежным штрафом или конфискацией.

Последствия и следствие

Голод и, вследствие его, резко возросшая смертность среди сельских жителей, начались в июле 1946 года, достигли своего апогея к августу 1947-го. К 1948-му положение несколько выправилось, но голодные смерти продолжались и в том году. В разгар голода в СССР 1947 года был выпущен обязательный к приобретению внутренний облигационный заём. Демографические потери были высоки. В первую очередь, возросла детская смертность и упал уровень рождаемости. В некоторых регионах Украины и Молдавии, где голод был наиболее ощутим, были отмечены даже случаи каннибализма. С января по июнь 1947 года официально зарегистрировано 130 случаев людоедства и 189 случаев трупоедства. Страх голодной смерти привёл к небывалому всплеску преступности. За хищения хлеба в 1946—1947 годах были осуждены 400 тысяч человек.

К весне 1947 года число больных с диагнозом «дистрофия» составляло в РСФСР — 600 тыс., Украине — более 800 тыс., Молдавии — более 300 тыс. Смертность от дистрофии достигала 10%. В 1947 году официально смертность в СССР выросла в 1,5 раза, но подсчитать число жертв голода 1946—1947 годов практически невозможно, поскольку перепись населения была проведена только в 1959 году, а учёт населения в послевоенные годы был ослаблен. По оценкам специалистов от голода в 1946—1947 годах в СССР погибло до 1,5 млн человек.

Советское руководство закупило в Китае 200 тысяч тонн зерновых и бобов сои, но поставку осуществили, когда голод пошёл на спад.

***

16 сентября 1946 года Совет министров СССР установил «хлебную надбавку» — денежные компенсации для малообеспеченных категорий граждан в размере 100—110 рублей, а 9 ноября принял постановление «О развертывании кооперативной торговли продовольствием и промышленными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого народного потребления кооперативными организациями». Надо было спасать положение советских граждан. Этот голод стал последним массовым за время существования СССР.