Когда говорят, что я уехал в провинцию, то москвичи , как правило подразумевают выезд за МКАД, или ещё страшнее подвиг выезд на окраину Московской области. Вот там по их мнению и находится конец света - провинция! Именно так по молодости я и думал иногда выезжая за пределы города. Никогда не мог себе представить насколько Россия широка и огромна не только по размерам и бескрайним просторам, но и по людским ресурсам и своей истории.В начале своих поездок мои пути больше вели на север страны в Вологодскую область, туда где ещё сохранились традиции той старой России, которая давно потерялась в складках десятилетий прогресса. Люди проживающие в этой провинции несут свой генетический код гостеприимства и некой неспешности во всех делах и самой жизни, так например первая моя встреча с аборигеном одного посёлка началась с его восклицания:
- Брат, как я тебя долго ждал !
Я поначалу оторопел от таких слов, неужели человек как-то связан с моим мозгом, ведь я только заехал в совершенно незнакомый посёлок и остановившись в его начале вышел из машины увидев стоящего у сельской дороги человека, хотел было спросить, но....
-Как же ты долго ехал к нам!
-Аммммм , не понимая протянул я и поправил очки совершенно глупо выглядя.
Мужичонка не очень опрятно одетый, но во всё крепкое и стиранное прошлого века , крепко держась за штакетину забора мутно всматривался в меня, проникая глубоко внутрь моих мыслей. Но то ли он был не в ударе, то ли его гипнотические силы иссякли от трудов праведных сегодня, у него это не очень получалось и видя моё разочарование наконец выдавил:
-Брат, дай полтинник пожалстааа, я устал уже ждать тебя...очччень надо!
Вот это "очччень надо" на меня больше произвело впечатление и проникнувшись жалостью к субъекту я уже полез в карман, где брякнули под копанием связка ключей, глаза встречающего загорелись и он подставил сложенные ладошки в пространство разделяющее нас. Тут я увидел, как его качает, а ведь заветная штакетина имела магическое свойство удержания в совершенной форме, мдааааа спрашивать о чём либо мне расхотелось, набрав какое-то количество мелочи я высыпал в ковш ладоней и сев обратно в машину и не сказав ни слова проехал в глубь села.
Посёлок застроен был по простой схеме, от главной дороги в разные стороны расходились широкие улицы села и где-то в середине посёлка на одном из домов торчал изношенный флаг триколора, это означало, что в этом доме заседает глава посёлка и именно там всегда помогут любому заезжему гостю. Вы смело можете обращаться с любой трудностью туда и вам или помогут или ответят, что я и сделал. В тёплых комнатах конторы пахло дровами и супом, из одной приоткрытой двери слышался приятный женский смех и негромкий рассказ, дело шло к послеобеденному отдыху. Аккуратно и не громко постучав в эту дверь я просунул голову и вежливо поздоровался, в комнате сидело четыре женщины, которые прервав шутливый смех обернулись ко мне
-Что вам молодой человек?
-Извините, робко начал я ...
-Москвич! - заключила старшая в голос и села на стул у своего стола принимая положение чиновницы , пусть маленького ранга, но власть !!!
-Простите, я вот начинающий фотограф-писатель собираю местный фольклор, ну даааа из Москвы, хотел бы спросить, нет ли в посёлке дома или полдома под сдачу.
Тут все четверо расплылись в улыбке, видя моё робкое начинание.
-От чего же нет, найдём вам дом, а на сколько вы хотели бы снять?
-Даа вот зависит всё от насыщенности жизни вашего села, его истории.
-Ну что девочки, куда поселим молодого москвича? К Наталье может, у нее места хоть отбавляй ?
-Да, да к ней, подхватили остальные.
Заселение произошло быстро и без особых трудностей, дом действительно был большой и стоял в середине поселка, до всех значимых объектов культурного наследия было рукой подать. Три продуктовых магазина, дом культуры и причал гордо несли свою значимость в селе и ничем иным заменимы быть не могли. Вокруг дома культуры крутилась молодёжь, а у магазина в застывшем виде изваяния стояли три бабушки сверля меня изучающим взглядом. Для них я был по меньшей мере марсианином, одет не так, ходит не так (не качается), сует нос свой везде , что надо то ему ???? Молчаливое сверление закончилось дружным приветствием и как только дверь в магазин почти закрылась они дружно зашушукались меж собой:
- а вы видели мальчик тооо московскай во што одет то ??? Ой помёрзнеет кажиииись ....
При этом не понятно, но я стал привыкать к таким вещам в деревнях, ты не успел войти в дом, а пол деревни уже знает откуда ты и зачем приехал, детали прочерчивались местным пожилым интернетом по мере проживания и словоохотливости приезжего, а разносились со скоростью 200 мегаслов в минуту. Иногда для красочности добавлялись какие-то детали и когда описание возвращалось к гостю назад, то узнать в описании себя он уже не мог и причислял рассказанное, как за приезд следующего гостя, похваливая себя в уме , что слава Богу я хоть не такой странный, как тот что приехал следом за мной! А начиналось всё именно с этих бабушек. Хозяйка дома куда меня поселили тоже относилась к категории этого сарафанного интернета, поэтому пока я переоделся и дошёл до магазина, передовой отряд занял позицию выслеживания и фиксирования моего передвижения.
Магазин привёл меня в уныние, того обилия к чему привыкли избалованные москвичи не было, полки на которых был выставлен товар хоть и были выкрашены, но были ещё советской эпохи и деревянные, товар был только тот, что необходим деревенскому жителю в обиходе, справа стояли хозяйственные товары, слева бытовая химия, по центру красовался продуктовый отдел, за прилавком скучала значительного размера дама, ловко орудуя штрихелем для правки ногтей, она мгновенно взглянула на меня и вернула свой взгляд обратно на непослушный заусенец. Закончив обточку она вежливо улыбнулась, пока я смотрел на колбасу советской эпохи и вообще такой обёртки некоторых продуктов я не видел вообще, для меня это была планета ЛУНА.
-Здравствуйте молодой человек, дама переступила с ноги на ногу и объёмная фигура расправилась,- чего желаете ???
-Я бы взял что-нибудь на обед-ужин, но вот не знаю, что выбрать ( сказать что глаза разбежались от обилия я не посмел и правильно сделал).
-Гоотоовить-то будете дома или на воздухе???
-Дома, я остановился у Натальи Александровны, думаю что мне разрешат что-то приготовить.
-Ааааа нуууу-протянула по вологодски дама- вам и гоотоовить ничего не надо, купите куру, макароны или круп возьмите, молока и она вам сама всё приготовит, а вот самому вам не приготовить будет!- загадочно заключила продавец.
-Ну что же, тогда я последую вашему совету, соберите пожалуйста мне всё что вы считаете нужным в пакет.
Она ловко хлопнула пакетом об воздух и он раскрылся, туда мгновенно набрасалось всё то, что я бы мычал ещё с полчаса.
-Только за ручки не держите, лопнут, под низ берите- учтиво предложила дама и я выпал из магазина на площадь под перекрёстный огонь созерцания передового отряда, понимая что вся бронеплита у меня сзади я тут же повернулся спиной и медленно побрёл назад к дому поддерживая пакет снизу, огненная прохлада замороженной курицы жгло руку, но боец не должен сдаться, обернешься расстреляют ! Так я и дошёл до дома, где меня встречал абсолютно пофигистским взглядом пёс и обтёршись об меня носом он побрёл к дороге, как будто я тут жил вечность и меня он видит в день по сто раз.Войдя в дом меня встретила сама хозяйка озабоченным возгласом:
-Свет совсем убрали, батькооо иди спать, не порть мне глаза!
Усатый мужичонка сидевший за столом на кухне, что-то прохрипел в ответ, но понять было невозможно , ясно было что сказанное было не мне адресовано и медленно поворачиваясь я хотел было объяснить , что мне посоветовали купить, но рта раскрыть мне не удалось, хозяйка властным взглядом обвела меня и забрала пакет заключив:
-Через полчаса покоормлю обедом иди оотдохни с доороги. Ужин к восьми приготовлю. Всё.
Я мигом сбросил ботинки и войдя в тихую прохладу комнаты, упал мертвецким сном на вкусно пахнущую дачей кровать, голова не успела коснуться подушки, а я уже видел сладкий сон про дорогу и путешествие.
Вечер прошёл за столом хозяйки на доброй знакомственной ноте, на столе были собраны соления, из горячего была подана картошка отварная в мундире и горячий кусок запечоной курицы, из холодных закусок стояла плошка полная квашенной капусты, солёные огурцы, солёные грибы белые , мягкий серого цвета хлеб и запотевшая прозрачная бутылочка белой водки местного вологодского разлива.
Утро я встречал уже после десяти утра и открыв глаза был приятно удивлен ощущениям охватившим меня, казалось что я уже сто лет как всё тут знаю и всё это мне родное и близко, за дверью кто-то зашуршал и я почуял, как тёплый дымок печки медленно проплыл по моей комнате, нырнул ко мне в нос и поплыл дальше к окну. Я откинулся на подушку и сладко потянулся, на потолке крашенные балки покрытые мелкими трещинами смотрели на меня и с угла проснувшись медленно опускался маленький паучок ( хранитель дома подумал я).
-Как хорошо на душе и в голове,- в голос подумал я .
День за днём жизнь моя в посёлке начала наполняться смыслом и местным фольклором и колоритом. Как оказалось Наталья Александровна, была за мужем второй раз за мужичонкой маленького роста, худого телосложения, морщинистого лица и усами. И не понятно было для чего мужичонка ентот болтался у неё в доме если он за всю жизнь свою не вбил ни одного гвоздя в стену.Частенько он закладывал за вороник стаканчик беленькой и тогда начинал шататься по комнатам, что-то бубня и иногда споря о чём-то непонятном с хозяйкой, чем вызывал неподдельное возмущение Натальи, которая алкоголь на дух не переносила.Именно в эти моменты она осыпала его своим изречением:
-Батькооо, иди спать, не порть мне глаза !!!- и не понятно было даже как его звали. Сама же хозяйка имела голос громогласный и вид значительный, после включения которого мужичонка старался потеряться где-то в дверях комнат или дворового хозяйства. Сама - как он называл её- имела полный контроль над ним не только в период его созерцания, но даже в те короткие моменты , когда он находился на службе в пожарной части и думая, что вот тут-то он свободен.И вообще в последствии вскрылось, всё что двигалось, жило или включалось в этом доме было полностью под надзором Натальи Александровны, ибо если на это существо не было контроля, то и работало бы не правильно или жило не так как должно вращаться в нужную сторону, а такого быть не должно. Соответственно со временем влияние хозяйки медленно распространилось и на меня и я как молодой человек полностью подчинился воле с выше. И только кошки живущие под этим кровом смотрели с печки и подчиняться не желали.
Посёлок размещался в очень живописном месте и мой интерес был не только фольклорный, но и очень хотелось наснимать живописных фото, а приехал я ранней весной, когда ещё везде лежал снег и по ночам крепчал мороз, а на утро из всех труб печей валил густой дым - хозяйки протапливали печи в домах. Иногда их бывало по нескольку в доме если площадь дома была достаточно большой, так и в моём жилище было две печки и одна из них была русской. Это огромная печка с лежанкой наверху и уж совсем было удивительным слышать от хозяйки, когда она просила поставить несколько горшков ухватом через устье под свод печи, при открытии металлической заслонки меня с начало обдало жаром, но он мигом ушёл в жерло трубы и я длинным ухватом ловко подхватил первый горшок и подвинул в самую глубину черноты свода.
-Эээээ милок так не годится совсем, там ведь всё сгорит ставь ближе к центру- и я аккуратно переставил, так же выставил остальные горшки, убедившись что я всё сделал правильно, хозяйка уверенно закрыла огромной заслонкой загнеток* (загнеток-первое сужение от свода печи, которое закрывается заслонкой чтоб жар не выходил, а оставался в замкнутом пространстве свода). Особенно меня радовали небольшие углубления в наружной части печи на уровне груди,"печурки"- в последствии, как оказалось для просушки любых мокрых бытовых изделий, варежки, носки шерстяные и других вещей.У парадной белой стороны печи обращённой в сторону кухни стояла непонятная полочка от пола доходящая до двух третей роста печи, называлась эта полка "припечье", в неё на разные уровни ставили валенки или сапоги сушиться, а иногда просто прогреть перед тем , как одеть их. И вообще как оказалось, любая задвижка имела своё название и предназначение и поэтому любые вьюшки,заслонки и всё остальное мне строго запретили закрывать и открывать, видя мои "глубокие" познания в печах!
Видя большое радушие я заторопился одеваться и выскочил на улицу, весна стремительно шла по матушке России и этот медвежий уголок тоже не обошла своим вниманием, со всех крыш потекла капель, показались сосули и взяв с собой фотоаппарат я направился к реке. По всей длинне посёлка река делала огромный изгиб и один из берегов обязательно поднимался в крутояр ( но на севере такого понятия как крутояр нет это южное скорее обозначение высокого берега), на склоне которого возвышались толстенные ели и лиственничные деревья , по краю более пологого берега шли домики и огороды села. У каждого выхода стояли поднятые на берег лодки, а также затаскивались и плавучие бонтики (бонтик-плавучий плот к которому швартовались лодки летом), но сейчас красовались проруби под набор ведрами воды, тропа меня привела к оной из таких прорубов, с поверхности которой тут же нырнула рыба вглубь. Посёлок не имел своего зимнего водопровода и поэтому жители были вынуждены за водой ходить на реку, для них это каждодневная забота , а для меня это целая история. Присев у края проруби я глянул внутрь реки, но река не ответила взаимностью, а только молча бежала своим мерным тёмным течением дальше в сторону озера, моря, океана. Со льда реки было проще рассмотреть посёлок и я пошёл по накатанной тропе снегоходами , пока не услышал за поворотом шум работающего мотора, что и подтверждало мои догадки- на рыбалку местные ездили куда-то дальше вниз по течению реки. Несколько домов при более внимательном рассмотрении оказались брошенными, они были бревенчатыми и своим срубом посерели от старости, а углом просели в сторону реки.Окно в одном доме было раскрыто и маленькие голубые занавески под ветром болтались в стороны, ощущение было несколько жутковатым, как буд-то хозяева только что вышли куда-то, но в действительности уже прошло несколько десятилетий как никто не мыл эти окна брошенного дома и я сжав сердце от грусти зашагал как можно быстрее от этого места, бившее радостной жизнью когда-то село умерло несколько десятилетий назад и только стойкие жители бились за выживание в своём родном углу, понимая что Родину не променять, она будет тянуть тебя всю жизнь обратно к твоему дому, месту, предкам.
Мои мысли прервал рев бензопилы, у баньки мужик крепкого телосложения, резал брёвна на поленья и вой пилы при резке бревна отвлёк меня от грусти, запах свежего дерева разносился по льду заводи реки , тут река делала большой поворот и образовывала небольшое озеро с пологим спуском со стороны села и на спуске стояли бани разных видов и строений, а так же тут была главная стоянка моторных лодок сельчан. На противоположном берегу стоял одинокий дом закрытый створками окон от деревенских вандалов, было понятно что это приезжие купили и видимо городские для использования под дачу.
Продолжение следует...