В редакцию радиостанции «Русский край» обратился один калининградский фермер, который рассказал, что его предприятие по производству домашней птицы находится в крайне сложной ситуации из-за действий чиновников. Журналисты радиостанции «Русский край» решили разобраться в этой истории и выяснить, кто и как мешает работать фермеру.
Глава крестьянско-фермерского хозяйства Константин Ли занимается разведением индейки в Калининградской области. Фермер рассказал, что его предприятие, которое они с братом Алексеем открыли более 4 лет назад в посёлке Ягодное Зеленоградского района, чуть ли не единственное в нашем регионе, где выращивают эту птицу. К слову, мясо индейки признано гиппоаллергенным из-за сочетания в нём высокой питательности и низкой калорийности. В индюшином мясе содержится столько же фосфора, как и в рыбе. А богатое содержание витаминов А, В2, В12, РР, В6, а также кальция, калия, магния, йода, селена, марганца и серы делает его очень полезным, особенно для людей с проблемами здоровья. Однако некоторые государственные службы Калининградской области попросту не дают братьям-фермерам заниматься выращиванием и реализацией такой продукции.
Как рассказал в интервью журналистам радио «Русский край» Константин Ли, ветеринарная служба Зеленоградского района препятствует его деятельности. «Станция по борьбе с болезнями животных (СББЖ) вынуждает меня добиваться разрешения на работу незаконным путём», - пояснил фермер.
Константин Ли: «Ветеринарные врачи, которые нас обслуживать должны, препятствуют нашей законной деятельности, превышают полномочия свои и не выписывают нам документы... Глупая ситуация: говорят, что сомневаются в качестве нашей продукции, просят отправить наше мясо в лабораторию на анализ. Мы согласны, что такое может быть, и мы не против. Но они это делают постоянно — на протяжении двух месяцев они отправляют наше мясо на анализы. Мы им оплачиваем дорогу, вот эти все результаты анализов и так далее. Но там такой важный момент: мы продаём охлаждённое мясо, у которого срок годности - 5 дней. А ветеринарные врачи говорят нам, что мы не имеем право продавать мясо до получения результатов лабораторных исследований. А результаты лабораторных исследований придут через 5-7 дней! Но, когда мы получаем результаты, (5-7 проходит!), мясо наше становится негодным. Значит, мы не можем его продавать, и документы нам не выписывают. И эта Станция по борьбе с болезнями животных сейчас говорит мне: “Иди и договаривайся, либо мы сомневаемся в качестве твоей продукции и будем направлять её на лабораторные исследования”. Вот такая фраза звучала с уст главного ветеринарного врача Зеленоградского района уже не один раз. Хотя тут есть такой странный момент — у нас есть Минсельхоз, а СББЖ таковым не является».
Со слов фермера, только Минсельхоз имеет полномочия выдавать всю документацию на продукцию ЛПХ. С недавнего времени в ветеринарии введено понятие «аккредитованный специалист» - это независимый эксперт в области ветеринарии, который имеет право выписывать сопроводительные документы. Но, по словам фермера Константина Ли, в нашем регионе таким специалистам просто не дают работать.
Константин Ли: «У нас есть монополист - Станция по борьбе с болезнями животных. Нет другой организации, к сожалению, которая могла бы прописывать ветеринарно-сопроводительные документы. Сейчас ввели такое понятие как аккредитованный специалист. Но у нас в области таких специалистов всего три, и они работают на “Мираторг”. Я с ними связывался, и они сказали, что им только при одном условии дали возможность работать (выписывать ветеринарно-сопроводительные документы): если они будут работать в компании “Мираторг”. Они имеют ограниченные возможности, и другим предприятиям выписывать документы не имеют права... То есть, мы с ними сотрудничать не можем».
Как рассказал Константин Ли, их фермерское хозяйство может нанять на работу ветеринарного врача, который бы имел право и полномочия выписывать сопроводительные документы и проводить экспертизу. Однако Станция по борьбе с болезнями животных в нашем регионе не даёт аккредитацию таким специалистам.
Константин Ли: «Аккредитованный специалист, которого мы бы могли нанять на работу, к сожалению, заваливает экзамен. Многим людям, которые сами работали в СББЖ по 7-10 лет, в открытую говорят, что они не пройдут экзамен [на получение лицензии], чтобы работать как отдельные ветеринарные специалисты, аккредитованные от Россельхознадзора и Департамента ветеринарии. 120 миллионов рублей в год они зарабатывают на этом примерно, по моим данным. Соответственно, они [СББЖ] не хотят, чтобы появлялись ветеринарные специалисты, которые будут отнимать у них хлеб».
Об этом же говорил весной 2018 года и брат Константина - Алексей Ли. В своём интервью журналистам новостного портала «Калининград без границ» он рассказывал: «Мы рассчитывали, что специалистов по индейке нам предоставит служба ветеринарии. Но ошиблись. Служба ветеринарии Калининградской области не имеет специалистов нужной квалификации и анализы производит очень долго, много времени уходит. Да и сами специалисты ветслужбы не совсем чётко понимают, как с этой птицей работать. Ближайшие специалисты, которых мы можем привлечь к работе, находятся в Краснодарском крае. Но они требуют зарплату в 75 тысяч рублей». Вот и получается замкнутый круг — есть Станция по борьбе с болезнями животных, с которой сотрудничают все организации. Для того, чтобы нормально работать и реализовывать свою продукцию, фермеры Калининградской области должны оформлять необходимые документы. А для этого им приходится обращаться в единственную службу — СББЖ.
Свою продукцию братья Ли распространяют по всем рынкам и ярмаркам Калининградской области. При этом им приходится сталкиваться с проблемой продажи контрабандного и нелицензированного птичьего мяса, которого в регионе, по словам братьев Ли, немало. Ведь у нас практически никто не занимается выращиванием индейки. Как рассказал Алексей Ли, «в область завозят замороженное мясо, размораживают и продают как охлажденный продукт». Фермеры не раз обращались в ветеринарную службу с просьбой повлиять на незаконную торговлю. Однако СББЖ не реагирует на это. «Ветеринары не могут контролировать эту ситуацию. Сколько мы к ним не обращались, получаем отписки», - рассказывал прошлой весной Алексей Ли.
По словам Константина Ли, со стороны Россельхознадзора в адрес его крестьянско-фермерского хозяйства никаких порицаний нет. «Я прошёл проверку от них — никаких серьёзных нарушений выявлено не было. Некоторые неточности, на которые было указано, мы устранили. В любом случае те нарушения, которые обнаружил у нас Россельхознадзор, не могут привести к закрытию предприятия», - рассказал фермер. Тем не менее, СББЖ вот уже несколько месяцев не даёт братьям Ли работать.
Не связано ли всё это с финансовой составляющей? По словам Константина Ли, СББЖ грубо превышает свои полномочия, относится к его фермерскому хозяйству предвзято и заставляет его значительно переплачивать за ветеринарные услуги. «Мы платим в тысячи раз больше за услуги ветслужбы, чем другие предприятия по производству птицы», - пояснил фермер.
Константин Ли: «Влияние некоторых компаний или людей в нашей жизни, видите как очевидно — кому-то необъективно они относятся, к кому-то более лояльно. Хотя не должно быть такого. Ценовая политика неправильная в отношении нашего хозяйства от Станции по борьбе с болезнями животных. Вот мы забили 12 тушек птицы. Приехал ко мне ветеринарный врач, и моя птица, каждая из птиц, подорожала на 850-900 рублей. Это — без учёта того, что 7 месяцев мы её растим, мы её покупаем за границей, работникам платим. Какая-то административная нагрузка — мы платим за электроэнергию и так далее. Но 900 рублей я должен заплатить просто за ветеринарное обслуживание! Если умножить стоимость, в пересчёте на килограммы, те счета, которые они нам предъявляют, то СББЖ должно заработать миллиарды рублей, миллиарды! В отношении моего хозяйства ценовая политика комически неадекватная, как я говорю. Наши условия, в которых мы работаем сейчас, не равны в отношении других производителей той же самой птицы, если сравнивать с курицей. Допустим, Балтптицепром имеет 2,5 млн голов птицы и они платят 500-600 тыс. руб. Но у них постоянно работает 3 врача от этой службы [СББЖ]. И они обслуживают организацию, у которой 2,5 миллиона кур! У меня — 7,5 тысяч голов индюшки, и я заплатил им 115 тысяч за месяц... Понятное дело, что индейка крупнее курицы и больше весит. Но в любом случае... Я ничего против Балтптицепрома не имею, но они платят где-то рубль на килограмм, а я плачу в тысячи и тысячи процентов больше! Почему?»
В феврале этого года во время обращения к Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявил, что одной из приоритетных задач считает занятость граждан в сфере аграрного производства. И президент имел в виду не крупные агропромышленные предприятия, а как раз подсобные хозяйства. Владимир Путин предложил развивать систему социальных контрактов. «Государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации. Предоставляет семье финансовые средства – кстати, приличные, речь идёт о десятках тысяч рублей – на организацию подсобного хозяйства или небольшого собственного дела», отмечал в феврале президент.
В своём интервью журналистам новостного портала «Калининград без границ» весной 2018 года брат фермера Константина Ли Алексей говорил, что, действительно, есть субсидирование банковских займов. «Но, в основном, эти деньги до нас не доходят, их забирают агрохолдинги. В прошлом году, например, мы очень просили, чтобы нам дали деньги по программе регионального Минсельхоза. Но средства были направлены на поддержку “Мираторга”».
Чтобы начать своё производство братья Ли принимали участие в государственной сельхозпрограмме «Начинающий фермер». Они выиграли конкурс и получили средства - 1,4 млн рублей. Помимо этого, еще миллион фермеры вложили своих денег. По мнению Константина Ли Правительство действительно поддерживает ЛПХ, но в то же время некоторые структурные подразделения Минсельхоза явно превышают свои должностные обязанности.
Константин Ли: «У нас [в России] должно быть всё так настроено, чтобы помочь фермеру... С одной стороны, они действительно помогают — я был участником федеральной программы «Начинающий фермер», я брал деньги на развитие хозяйства, которые все продуктивно вложил в работу. И экономические показатели у меня великолепные. Но, с другой стороны, структурное подразделение того же Минсельхоза в лице СББЖ настолько неправильно ведёт себя в отношении [нас], что это очень сильно нас ограничивает... Есть такие моменты, которые характеризуют эту организацию как коммерческую структуру, которая ради наживы своей навязывает нам свои услуги. Они превышают должностные обязанности — создали такую ситуацию, что работать я не могу и продавать свою продукцию уже в течение 2-х месяцев».
По словам Константина Ли, СББЖ не дают ему работать, под разными предлогами откладывая подписание договоров и заполнение необходимой документации. Тянут с проведением экспертизы мяса, а пробы берут со всеми нарушениями — не используют при этом специальные одноразовые пронумерованные пакеты, не складывают образцы мяса в специальный охлаждающий ящик, не пломбируют каждый взятый образец. «Хотя всё это прописано в ГОСТах и юридически закреплено», - пояснил фермер. Из-за этого Константина Ли приходится проводить дополнительную экспертизу в частных лабораториях. «Я просто не могу доверять ветеринарной службе Зеленоградского района. Они нарушают правила сбора анализов и могут просто подменить мои образцы на другие — нужные им», - пояснил Константин Ли. В качестве примера он привёл недавний случай.
Константин Ли: «Простой пример — взяли у меня пробу 4 декабря, а сдали её в лабораторию 9-го. И говорят, что у меня плохие результаты... 5 дней прошло, продукция испортилась, и они её сдали на анализы... И я вынужден сдавать эту продукцию параллельно в другие лаборатории... У нас уже был такой претендент, когда они [ветеринарная служба Зеленоградского района] говорили, что наше мясо по аэробным бактериям превышает значение, разрешённое по нормативу технического регламента Таможенного союза и безопасности пищевой продукции. Я эту же пробу сдал в лабораторию СЭС. Прихожу за результатом, а мне говорят, что всё в норме. То есть - одна и та же проба, но разные лаборатории показывают разный результат. Такой бред! Для меня это непонятно...»
Также фермер рассказал, что не раз обращался в Правительство Калининградской области с просьбой посодействовать в разрешении этой ситуации, однако пока ничего добиться не смог. «Я недавно записался на приём к Антону Алиханову,но очереди надо ждать с месяц. Посмотрим, что нам ответит губернатор», - поделился с журналистом «Русского края» Константин Ли.
Мы обратились к депутатам Калининградской областной Думы с вопросом, известны ли им подобные случаи в нашем регионе. Оказывается, что про такие ситуации никто не слышал. Однако, как заявил депутат Валерий Губаров, они постараются во всём разобраться.
Валерий Губаров: «Первый раз такое слышу. Сейчас дам поручение, попробуем разобраться, что это за ерунда такая. И вы проведите журналистское расследование! Там были проблемы со свиноводами. Но это с АЧС связано. Действительно, заставляли избавляться от свиней фермеров, которые не могут обеспечить I, II компартмент. А птичников? Мы наоборот заставляем тех же свиноводов переходить на птиц сегодня и деньги на эти цели даём государственные... Индейкой-то особо никто не занимается - у нас их не так много... Попробую разобраться в этой ситуации... Мы разберёмся и тогда поставим в известность вас».
Действительно, в Калининградской области практически никто не занимается выращиванием индюшек. Тем более по логике нужно содействовать развитию данной отрасли птицеводства. Но, видно, находятся те, кто, по непонятным нам пока причинам не даёт работать в этом направлении Константину Ли и его брату. Одно предложение «прийти и договориться» подразумевает, что возможен какой-то иной вариант решения проблемы, но о нём прямо фермеру не говорят, а это уже явный признак уголовного преступления и широкого поля для деятельности правоохранительных органов.
Но в любом случае, то что переплачивает фермер ветеринарам, в итоге оплачиваем мы с вами, когда приходим в магазин. И не ведут ли действия ветеринаров к искусственному завышению цен на продукты питания, а также к устранению конкурентов у крупных предприятий?
Мы будем следить за дальнейшим развитием событий.
Программа Специальный репортаж
радио «Русский край»
Автор: Наталья Плеханова