Найти тему
Европейский диалог

Евро-дайджест. Обзор публикаций о России и Европе за февраль (01.02.19 — 05.03.19)

Группа «Европейский диалог» ежемесячно готовит дайджесты с обзором наиболее интересных исследований по проблемам внутриевропейской политики и отношений между Европой и Россией. Для тех, у кого нет времени читать большие тексты, мы рассказываем, в чем их суть и как можно применять их выводы на практике. Вы также можете познакомиться с предыдущими выпусками дайджеста

Февраль приближает Европу к Брекситу и к выборам в Европейский Парламент — двум главным темам на просторах ЕС. Кроме того, в новом политическом цикле европейским институтам нужно будет принять и новый многолетний бюджет, к чему активно готовится Еврокомиссия, обосновывая необходимость больших вложений для развития общей обороны и безопасности. Отвлечь экспертов от обсуждений будущего Европы смогла только громкая ссора Италии и Франции, которая как может остаться небольшим досадным эпизодом, так и стать основой нового раскола внутри Евросоюза.

1. ФРАНЦИЯ И ИТАЛИЯ: БОЛЬШЕ, ЧЕМ НЕДОПОНИМАНИЕ, И ВЫГОДНЕЕ, ЧЕМ ДРУЖБА?

Конфликт между Францией и Италией дошел до своего апогея в феврале. Луиджи Ди Майо, лидер итальянского Движения пяти звезд поддержал французские «желтые жилеты», в ответ на что Франция отозвала своего посла из Италии. В субботнем интервью Эмманюэль Макрон заявил, что произошедшее не является чем-то серьезным и иногда так случается, что друзья друг друга не понимают. Однако, эксперты придали этим событиям большую важность.

Александр Дунаев для Carnegie отметил, что конфликт имеет длинную историю и много оснований: регулирование миграции, конкуренция за влияние в Ливии, «особые» досмотры итальянских поездов французскими таможенниками — все это давно является источниками напряжения. Однако главное, что конфликт являет собой — это столкновение популизма и либерализма, то есть идеологий, отражающих противоборство двух лагерей в ЕС, которые никак не могут привыкнуть к существованию друг друга.

-2

Луиджи Ди Майо, лидер итальянского Движения пяти звезд поддержал французские «желтые жилеты». Источник

Политолог и профессор Университета Ноттингема Саймон Тубо согласен с Дунаевым, что это конфликт между двумя видениями Европы. Но считает, что атака на Францию, это атака на проевропейскую повестку и ЕС в целом. Пока Макрон продвигает либеральную программу, против которых и взбунтовались «желтые жилеты», в Италии — избирателям обещают большую социальную защищенность. Эксперт отмечает, что предстоящие выборы в Европейский Парламент обязывают обе стороны утвердить свое виденье, как единственно верное, что еще больше ожесточает споры. Способствует этому и внутренняя политическая ситуация в странах. Макрон пытается отстоять свою позицию, а Движение пять звезд ищет себе сторонников для коалиции в Европейском Парламенте, так как правые внутри страны разделены.

Альберто Алеманно, профессор права ЕС в Париже, для Politico написал, что хотя ссоры могут усугубить сложные отношения между странами, здесь есть и хорошая сторона. Раздор между странами – это не просто дипломатическая сенсация, а начало нового способа ведения политики в Европе. Партии осознали, что могут набрать политические очки у себя дома, играя с внутренними проблемами другой страны. Это переключает внимание с Брюсселя, который часто становится козлом отпущения за проблемы континента. Границы политического пространства Европы стираются, что одновременно возможность и для решения общих проблем и для рождения настоящей общеевропейской политики в преддверии выборов в Европейский Парламент, но также и угроза домниирования во всем этом политическом пространстве евроскептиков и популистов.

2. ПЛАМЕННАЯ РЕЧЬ МАКРОНА: ПУТЬ К ОБНОВЛЕНИЮ ЕВРОПЫ?

В статье-обращении к европейцам, опубликованной в большинстве крупных европейских изданий в понедельник, Макрон изложил свое видение Европы, которое также служит манифестом предвыборной кампании его движения в Европарламент.

Эмманюэль Макрон подчеркнул, что никогда со времен Второй мировой войны Европа не была так важна и при этом не была в большей опасности. Президент Франции считает, что единая Европа не должна восприниматься, как должное, но и те, кто не хотят ничего менять в ней, находятся во власти своих заблуждений. Сейчас ЕС находится в решающей точке, когда необходимо переосмыслить свой облик в меняющемся мире.

-3

Эмманюэль Макрон подчеркнул, что  со времен Второй мировой войны Европа не была так важна и при этом не была в большей опасности. Источник

Макрон предлагает ряд решений, с опорой на три ценности: свобода, защита и прогресс. Так, он предлагает создать Европейское агентство по защите демократий для защиты избирательного процесса от кибератак и манипуляций. Также он предлагает запретить финансирование европейских политических партий иностранными державами. Макрон заявляет, что необходимо переосмыслить Шенгенское соглашение. По его мнению, те, кто хочет стать ее частью, должны соблюдать свои обязательства, осуществляя строгий пограничный контроль, и проявлять солидарность, соглашаясь на единую политику предоставления убежища. Французский президент призывает страны ЕС усилить сотрудничество в сфере безопасности и обороны и подписать договор, определяющий увеличение расходов на оборону, а также согласовать действительно работающий пункт о взаимной защите. Он предлагает ввести минимальную европейскую заработную плату, реформировать политику в области конкуренции и торговую политику, налагая штрафы на компании, которые ставят под угрозу стратегические интересы и основные ценности ЕС: экологические стандарты, защиту данных и справедливость в налоговых выплатах.

В итоге, Макрон призывает не позволить националистам, у которых нет решений, эксплуатировать гнев народа. «Вам решать, должна ли Европа и ценности прогресса, которые она воплощает, быть чем-то большим, чем просто эпизод в истории».

3. ПРОЕВРОПЕЙСКИЕ СИЛЫ НА МАРШЕ: КАК ДАТЬ ОТПОР ПОПУЛИСТАМ?

Продолжая тематику грядущих выборов в Европарламент, Европейский Совет по Международным Отношениям разработалстратегию ведения предвыборной кампании для проевропейских партий перед лицом угрозы усиления антиевропейских сил.

Стратегия включает три элемента:

1. Вбить клин между антиевропейскими партиями;

2. Построить предвыборную повестку вокруг проевропейских тем.

3. Демонстрировать реальную стоимость популистских предложений антиевропейских сил;

Взгляды антиевропейских партий сильно разнятся, что и нужно показывать избирателям. К примеру, партии лидеров Венгрии (Виктор Орбан), Польши (Ярослав Качиньский) и Италии (Маттео Сальвини) согласны с тем, что миграция является главной проблемой ЕС, но при этом Италия все же настаивает на общеевропейском решении, а Венгрия и Польша отказываются брать на себя какую-либо ответственность.

-4

Прогноз результата выборов в ЕП по 16 крупнейшим партиям. Источник

В то же время, проевропейские партии не должны увязнуть в дебатах о миграции и вместо этого следует попытаться включить в дискуссию такие темы, как внешняя политика, изменение климата, экономический рост, безопасность и оборона т.е. те, где среди националистов либо больше разобщенность, либо их позиция менее привлекательная, либо им просто нечего об этом сказать. Эксперты также советуют проевропейским силам сконцентрировать дебаты вокруг тех вопросов, что волнуют избирателей в каждом национальном контексте. К примеру, следует более явно защищать фундаментальные ценности, в которые молчаливое большинство европейцев безусловно верит: верховенство закона, свобода слова и равенство. Защищая этот фундамент, его также стоит не забывать связывать с будущим ЕС.

Кроме того, проевропейцы должны подчеркнуть, что обещания националистов привести ЕС к процветанию ложны. Если радикалы будут мешать работе ЕС, и, к примеру парализуют принятие решения о следующем многолетнем бюджете, что будет иметь реальное влияние на качество жизни избирателей во многих частях ЕС. В Центральной, Восточной и Южной Европе, проевропейские силы должны явно использовать эту карту.

4. ОБОРОННЫЙ СОЮЗ ЕДИНОЙ ЕВРОПЫ: ВОЗМОЖНОСТИ ДОЛЖНЫ ДОГНАТЬ АМБИЦИИ

Европейский Политический Стратегический Центр, который относится к структуре Европейской Комиссии, опубликовал документ, где призывает двигаться к настоящему Оборонному Союзу.

Эксперты высоко оценивают недавние достижения, отмечая, что ЕС добился в этой сфере больше за последние два года, чем за предыдущие два десятилетия.

-5

«Больший прогресс за последние два года, чем за последние два десятилетия». Источник

Однако, впереди еще гораздо больший путь, чем уже успели пройти. К примеру, в настоящее время 80% европейских оборонных закупок и более 90% связанных с обороной исследований, происходят на национальном уровне. Как результат, в ЕС число систем защиты больше чем в шесть раз превышает количество систем в США. Кроме того в настоящее время в производстве в Европе находится 36 оборонных платформ и систем, против 11 в США. Такое дублирование не позволять достичь эффекта экономии от масштаба и оставляет меньше средств для разработки других возможностей, что подрывает силу ЕС.

Чтобы возможности ЕС совпадали с их амбициями, Комиссия предложила первый в истории бюджет на оборонные действия в рамках следующего Многолетнего Финансового Плана (2021-2027).

-6

Финансовые планы: оборонный бюджет ЕС планируется значительно расширить. Источник

В соответствии с этим предложением 13 миллиардов евро предназначены для расширения Европейского фонда обороны, а 6,5 миллиардов евро для того, чтобы сделать стратегическую инфраструктуру пригодной для военной мобильности. Общая сумма в 19,5 млрд евро составляет приблизительно 1,5% от общего бюджета ЕС. Однако вне бюджета, Комиссия предлагает создать Европейский фонд мира, который будет финансировать дополнительные действия в области обороны, например, наращивание военного потенциала ЕС в третьих странах.