Главное.
Пропаганда на войне не может сотворить чудо и заставить врага разбежаться, если она не подкреплена победами. Пропаганда практически не имела воздействия на немецкий войска в 1941-1942 г. Разложение противника не может идти активно, когда для этого нет условий. На Советско –германском фронте такие условия появились после разгрома немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Факт уничтожения сотен тысяч вражеских солдат, множество захваченных документов и пленных создавали хорошую основу для начала массовой работы по пропаганде и разложению среди немецких войск. Спецы засучили рукава и взялись за работу.
Кто занимался?
Необходимо чётко уяснить – в вопросе пропаганды и разложения войск противника, не допускалось никакой самодеятельности. Этим занимались сотрудники 7-го отделения Политических управлений каждой армии. Это было 6-8 квалифицированных офицеров-политработников. Как правило с высшим образованием и знанием иностранного языка. Они должны создавать газеты и информационные листки на иностранных языках, проводить специальные политические допросы пленных, планировать и проводить пропагандистские мероприятия. Личный состав 7 отделений как правило, кроме «базового» высшего проходил специальные шестимесячные курсы в Военно-политическом училище или Военном институте иностранных языков. В линейных подразделениях непосредственной работой занимались инструктора по пропаганде среди вражеских войск.
Как они это делали?
Если вкратце, то пропагандисты давили на самое больное: плохое руководство и спасай свою жизнь!
Личным примером. Офицер- инструктор изучал какая немецкая часть перед ним стоит, откуда родом большая часть состава, есть ли пленные из этой части, как она воевала и какие потери понесла, какие трудности со снабжением, установлены ли имена командного состава. Собрав всё что имеется, офицер брал громкоговоритель или рупор и шёл в передовую траншею. Обращение старались делать максимально адресным и личным, как говорится наступить на «больную мозоль». Например рассказать завшивленным, замёрзшим и полуголодным окопникам – уроженцам Берлина , что Геббельс на трёх «Мерседесах» посетил Берлинскую оперу.
Листовки. Они были двух видов.
Общеполитического характера –
«Сталин говорит», «Ваши жалкие укрепления не сдержат могучей техники русских», «Вы не удержите наступления русских», «Кто придёт в Россию домой не вернётся».
Специально-подготовленные листовки для конкретной части немцев. Одно дело солдату читать про будущее Европы без нацистов. И согласитесь совершенно другое узнать, что тыл твоей дивизии полностью разгромлен или что в родном Габмурге население голодает. «К Гамбуржцам», «Куда от Днестра? К солдатам 96 пехотной дивизии». «Фельдфебель Бут прав! К солдатам 96 пехотной дивизии».
Как листовки доставляли?
Сброс с самолёта. «Швейная машинка» У-2 выключала двигатель и практически бесшумно, планируя на низкой высоте, обильно и самое главное прицельно засыпала немецкие позиции пропагандой.
Разведчики. Коль будите у вражеских позиций, то при возможности оставьте и пачку листовок. Ветер распространит.
Котиком. Зимой 1942-1943 г. под Сталинградом, в расположение советской 149 стрелковой бригады пришёл кот. Пришёл от немцев. Там уже начались проблемы с питание и кот направил лапки туда где сытнее. Кота накормили привязали листовку и отправили обратно. Через некоторое время он пришёл снова. Операцию «еда-листовка» повторили несколько раз. А потом коту соорудили небольшой корсет-шлейку и загрузили туда до 100 листовок. Кот ещё дважды курсировал от советских позиций к немецким. Затем кто-то из «сверхчеловеков» кота ранил и то пришёл умирать в советский блиндаж.
Громкоговорящие установки.
К переднему краю или непосредственно в окопы выносилось громкоговорящее устройство. Репертуар был специально проработан. Как правило, программа состояла из нескольких, разных по своему жанру, текстов, освещающих одну и ту же проблему
1. Музыка — 1 мин.
2. Обращение к солдатам противника и объяснение темы передачи — 30 сек.
3. Главные информационные сообщения:
— новый генеральский заговор против Гитлера — 1 мин.;
— эсэсовские генералы вместо вермахта — 1 мин.
— Дополнительные информационные сообщения
— немецкие крупные промышленники против Гитлера — 1 мин.;
— журналист нейтральной страны о фольксштурме — 1 мин.
5. Концовка — 30 сек.
Громкоговорящие установки монтировались в основном на грузовиках . Но были случаи и на танках и даже самолётах.
Пленные. Агитация с помощью немецких пленных, которых отправляли обратно в расположение немцев. Чем ближе война подходила к Берлину тем действеннее был этот способ. Немецкие пленные допрашивались с участием офицеров политуправлений и на добровольной основе возвращались обратно в расположение Вермахта. Это работало. Документы подтверждают – не все и не всегда, такие «засланцы» возвращались. Но они действительно возвращались и приводили собой других солдат.
Обращения немецких пленных к действующим немецким войскам. Одно дело слушать неизвестного русского и всё совсем по другому воспринимается когда к тебе обращается такой же немец как и ты. Широко известно письмо пленённого под Сталинградом генерала Зейдлица, командующему 9-ой армией генерал-полковнику Моделю.
Днепр уже форсирован русскими в нескольких местах. За германским восточным войском никаких резервов нет. Оно стоит перед лицом
угрожающей зимы и опасности уничтожения материальной и живой силы. Вы часто доказывали свою способность к ясному осознанию действительности. Вы, как я убежден, также осознали, что Адольф Гитлер войну выиграть уже не может, а способен лишь без
всякого смысла затягивать ее, ибо испытывает ужас перед ее концом.
Секрет успеха.
Как это ни странно звучит, залог любой успешной пропаганды - доверие. Именно доверие, подкреплённое реальными успехами Красной Армии, было залогом успешной пропаганды.
Доверие, доверие и ещё раз доверие! Вот что главное в пропаганде.