Найти в Дзене

В России задыхается целый город, но чрезвычайную ситуацию не объявляют

Есть в Башкирии такой городок – Сибай. Город небольшой – всего 62 тысячи человек. Но сегодня этот городок стал известен на всю страну. Причём известен не благодаря центральным СМИ, а соцсетям. Именно через соцсети поначалу распространялась информация о том, что происходит в Сибае. Сегодня Сибаю грозит экологическая катастрофа – город уже несколько месяцев живёт в облаке ядовитого смога. Все 62 тысячи человек, включая женщин и детей. Население скупает в аптеках медицинские маски. В детских садах и школах выдают молоко за вредность. Полстакана молока теперь — обязательная часть рациона. Не особо надеясь на скорые перемены, жители Сибая выкладывают в Интернет ролики, где дети гуляют по улице в противогазах. Ответственность за загрязнение воздуха диоксидом серы взял на себя Учалинский ГОК, но предпринятые им меры не приносят результатов. Три месяца на дне законсервированного карьера продолжает тлеть руда.  О том, почему спасение задыхающихся жителей башкирского Сибая не волнует ни предпринимателей, ни власти – в материале корреспондентов радио “Русский край”.

С середины прошлого года жители Сибая стали замечать, как город постепенно накрывает туманом. В воздухе появился характерный запах сероводорода. Многие надеялись, что явление временное, и вскоре город заживет прежней жизнью. Однако ядовитый смог никуда не делся. Теперь медицинская маска – обязательный атрибут каждого жителя Сибая. Но маски не помогают. Люди жалуются на одышку и головные боли, раздражение глаз, некоторые говорят о кашле с кровью. В детских садах отменены прогулки, школы не проводят занятия на улице. Жителям Сибая выдают ватно-марлевые повязки и активированный уголь.

Предположений поначалу было много: горение торфа в районе поселка Золотой, горение руды в шахте, где добывают полезные ископаемые или тление пород в сибайском карьере. Еще в начале ноября 2018 года в Сибае начал дымить законсервированный карьер ОАО «Учалинский ГОК». Он входит в состав Уральской горно-металлургической компании, президентом которого является один из богатейших предпринимателей России по версии Форбс – Искандар Махмудов. Сегодня сибайский карьер – один из самых глубоких в Европе. Его глубина 505 метров, а диаметр – 2 км. 12 декабря на заседании городской комиссии по чрезвычайным ситуациям «виновником» ЧП был официально назван выведенный из эксплуатации карьер Учалинского горно-обогатительного комбината. В чаше карьера тлеет рудная порода с выделением токсичных соединений, в том числе диоксида серы, полагают эксперты. Оказалось, что засыпать и залить тлеющую поверхность Сибайский филиал УГОКа пытается с 20 ноября прошлого года, но населению об этом долго не сообщалось.

Местные жители начали бить панику и в соцсетях, сравнивая происходящее с военными действиями: “Происходящее очень похоже на войну. Только не пойму я, кто и с кем воюет и почему, ради чего в жертву приносят население моего родного города?! …Сибайский карьер считается одним из самых глубоких в мире. Там добываются медь, золото, руда, сера и прочие полезные ископаемые. Раньше мы всегда гордились этим объектом, а теперь воспринимаем его как угрозу своей жизни. Недавно одна женщина написала в соцсетях: «Никогда я ещё не чувствовала себя таким беспомощным и ненужным человеком». Народ Сибая брошен на произвол судьбы. Врио главы Башкирии Радий Хабиров пытается помочь нам, присылает медиков, устраивает разнос местным властям и представителям УГОК. Но какие врачи могут помочь, если в городе уже несколько месяцев трудно дышать?! В Сибае, по статистике, по данным на начало 2019 года проживали 62 тысячи человек. Именно столько людей оказались брошены на произвол судьбы”.

Недалеко от карьера находятся жилые дома, в санитарной зоне, где по нормам вообще не должно быть жилого сектора. Всего в этой зоне – около тысячи домов. Но администрация города не только не расселяла их подальше от вредного производства, напротив, по сообщениям местных жителей, активно продавала участки в этой зоне под строительство домов.

С самого начала экологической катастрофы жители города столкнулись с равнодушием представителей администрации города и республики. Они жаловались в региональное управление МЧС и другие инстанции, требуя разобраться в ситуации и принять меры. Но реакции не было. Только 11 декабря, когда город накрыл плотный промышленный смог и утаивать проблему стало невозможно, последовала реакция властей. В Уральской горно-металлургической компании обещали затопить карьер. Но до сих пор справиться с тлением им не удается: слишком велик масштаб.

В горнодобывающей компании утверждают, что подтопление — единственно возможный эффективный вариант остановить тление руды. Но затопление карьера началось лишь 8 февраля. Полностью его планируют затопить лишь к 20 марта этого года. Тем временем возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 251 УК РФ («Загрязнение атмосферы»). Но данная статья предусматривает наказание лишь в виде штрафа или трех месяцев ареста, поскольку считается преступлением небольшой тяжести.

До сих пор в городе не введен режим ЧС, а к решению проблемы не привлекаются федеральные силы. Технический директор комбината Ильяс Ахмедьянов, отметил, что «это не обычный пожар, это химическая реакция, которая происходит на дне карьера». Он напомнил, что разработка в карьере не ведется с 2003 года, просто так прилететь и потушить не получится.

«С тех пор обрушились борта карьера, у нас нет туда дороги, чтобы спуститься на дно карьера. Борта обрушены и примерно 100 м дна карьера (в высоту) завалены горной массой. Под этой массой находятся прибортовые запасы, оставленная когда-то часть руды. Вот эта руда окисляется и выделяет тепло, газ. И поэтому наше решение именно подтопить снизу, не сверху, а снизу. Это займет определенное время… Но для нас эта задача решаемая, мы ее решим», — убеждал и в то же время успокаивал граждан Ахмедьянов.

Затопление карьера должно было немного стабилизировать ситуацию в городе. Но реакция последовала обратная. Заявления властей, о том, что ситуация находится под контролем – это не более, чем пустые слова для людей, которые ежедневно находятся в этом кошмаре. Сибайцам непонятно, почему она вообще зашла так далеко, когда они сами стучали в двери чиновников еще осенью прошлого года. Население считает, что до них в полной мере не доводят информацию об экологической обстановке.

 «Показания замеров скрывали. Народ начал самоорганизовываться. Во «ВКонтакте» есть группа «Сибай, дыши». Начали сбор денег на газоанализаторы, чтобы оповещать население, чтобы не выводили детей, сами сидели дома. У людей очень нехорошие симптомы: отравление, у многих астма, голова болит, многих рвет. В больницах почему-то диагноз ОРВИ, простуда, бронхит ставится, но никак не отравление. Достучались до Уфы, временно исполняющий обязанности главы Башкортостана господин Хабиров неожиданно приехал в Сибай. В руководстве города зашевелились, дали им срок до 1 февраля ликвидировать смог. До 1 февраля это нереально сделать, конечно, но, с другой стороны, почему-то руководство республики маниакально хочет построить китайский цементный завод на территории нашего города. Площадку выбрали с подветренной стороны, как раз оттуда постоянно ветер на город дует, рядом две реки, откуда наш город берет воду. Мотивируют, что нужны рабочие места. Для города 100-120 рабочих мест — это капля в море», - рассказывает один из жителей.

Отметим, на момент активной фазы затопления карьера в воздухе вновь запахло серой, а передвижные лаборатории зафиксировали превышение предельно допустимой концентрации диоксида серы и сероводорода. Причем цифры превышения внушительные — в ряде точек концентрация диоксида серы превышает предельную в 17,4 раза, в некоторых — в 23 раза.

Перестав верить местным властям жители Сибая обратились за помощью к президенту Владимиру Путину. Сибайцы попросили его вмешаться в экологическую ситуацию в городе и разобраться с УГОКом, которому принадлежит карьер, отравляющий население диоксидом серы.

Анастасия: Я жена горняка, мой муж недавно уволился. А его напарник погиб в шахте. Дети болеют. Дети у меня спортивные, болеют редко. А сейчас кашель не можем вылечить два месяца".
Григорий: "Я работаю в километре от карьера и живу там. Карьер загородили лет пять назад, он загорелся у нас, от нас все скрывали. У нас пропали комары в городе, птицы".

Жители назвали это «просто химической атакой». В начале февраля в шахте погиб рабочий. Установлено, что причина смерти - химический ожог. Также жители упомянули, что нужно решать вопрос и с ООО «Сибайский завод буровых реагентов». Он, по мнению горожан, тоже вносит весомую лепту в экологическую обстановку, и его работу просят приостановить. Завод производит из целлюлозы лигносульфонат – смесь солей лигносульфонатных кислот и минеральных веществ. В результате кроме смога по городу распространяется запах «жареных семечек».

Местная администрация оказалась не в восторге от того, что сибайцы “вынесли сор из избы”. Глава Сибая Рустем Афзалов на встрече местных жителей и властей, заявил, что человек, организовавший коллективное обращение к президенту – “козел”, “подонок” и “экскремент”.

– Появляются какие-то экскременты, которые откуда-то выходят, которых никогда не было видно. Моя просьба к Вам, дорогие сибайцы, скажем нет этим подонкам, которые заходят в наш город, чтобы здесь заработать деньги, мы должны им сказать нет. Кто видел обращение, сделанное в воскресенье, этот человек живет в Баймакском районе, этот козел стоит на нашей сибайской площади и готовит обращение к главному человеку в нашей стране, – цитирует Афзалова ToDay News Ufa.

Между тем сибайцы отправили обращение и в Минэкологии и Министерство природопользования, Ростехнадзор и МЧС РФ.

«В поселках, расположенных возле карьера, превышения ПДК в 25−30 раз. Люди получают отравление диоксидом серы и сероводородом. Власти не объявляют режим ЧС и не предоставляют населению реальные данные по ПДК», — говорится в тексте обращения.

В Кремле заявили, что до них уже дошла информация о бедствии в Сибае.  "Видели [обращение жителей] и сейчас эта информация проверяется в соответствующих подразделениях администрации [президента РФ]", - сказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Он добавил, что в Кремле не знакомы со словами мэра города, который якобы в оскорбительной манере отозвался об авторах этого обращения. "Но, наверное, если действительно имело место такое заявление, вряд ли можно с ним согласиться и вряд ли можно приветствовать подобные высказывания", - отметил он.

Реакция последовала и от Минприроды. Дмитрий Кобылкин на совещании по оценке рисков в связи с окислением в карьере горных пород заявил, что в Сибае создадут рабочую группу по мониторингу острой экологической ситуации в городе.

Отметим, что Уральская горно-металлургическая компания, объединяет более 40 предприятий различных отраслей промышленности. Финансовое состояние президента компании Искандера Махмудова. в 2018 году по версии Форбс оценивалось в 7,3 млрд долларов. Сам Махмудов расположился на 16-ом месте в рейтинге «200 богатейших бизнесменов России». Кроме Уральской горно-металлургической компании он, по данным портала proufu.ru, владеет пакетом акций «Кузбассразрезугля» и «Трансмашхолдинга». Доход гендиректора Уральской горно-металлургической компании – Андрея Козицина - 4,8 млрд долларов. Гендиректор УГОК, он же депутат Госсобрания Курултая Республики Башкортостан - Закария Гибадуллин в  2017 году заработал более 23,2 млн рублей. И эту цепочку можно продолжать. Доходы предприятий, отравляющих Сибай тоже внушительны. По данным за 2017 год УГМК – 148,2 млрд рублей, УГОК - 20,486 млрд рублей, Сибайский филиал – более 2,81 млрд рублей. Однако, ни одно из данных предприятий, по мнению жителей города, не сделало ничего существенного для ликвидации экологической катастрофы.

3 февраля в шахте было найдено тело 32-летнего рабочего, который погиб при неустановленных обстоятельствах. У погибшего остались жена и годовалая дочь. Расследование проводит следственное управление СКР по Башкирии, пока произошедшее квалифицируется как несчастный случай на производстве. На встрече с жителями представитель УГОК говорил, что этим несчастным случаем будет заниматься комиссия Ростехнадзора.

15 февраля депутат Курултая Башкирии Дмитрий Чувилин (КПРФ) обратился к спикеру регионального парламента Константину Толкачеву с предложением провести парламентское расследование ситуации в Сибае. В это же день Сибайский городской суд удовлетворил иск прокуратуры к администрации города за бездействие по защите прав граждан на экологическую безопасность. В решении суда обозначено, что в ноябре и декабре прошлого года городские власти не информировали население о превышении ПДК серы в воздухе. 18 февраля администрация Сибая обжаловала это решение в Верховный суд республики. Однако, Сибайский филиал ГОК, не был признан судом виновным. В решении сказано, что администрация не обязана поручать юридическим лицам участвовать в охране атмосферного воздуха. При этом действия прокуратуры по сути являются лишь сотрясением воздуха, поскольку никакого принципиального значения состоявшийся суд иметь не будет, ведь в настоящее время власти города уже организовали систему оповещения.

Также в понедельник, 18 февраля, как пишет ИА «Регнум», врио главы Башкирии Радий Хабиров публично принес извинения за поведение главы администрации Сибая Рустема Афзалова на одной из встреч с жителями города и посоветовал администрации налаживать связи с горожанами.

«Вы совершили одну очень серьезную ошибку. Считаю, что никто не имеет права оскорблять граждан. Но если ты надел мундир государственного или муниципального служащего, то ни при каких обстоятельствах, независимо от того, прав этот человек или не прав, от его нравственных качеств, оскорблять человека нельзя», — уверен Хабиров.

Он также поблагодарил жителей Сибая за понимание и терпение, заверив, что делается все необходимое. Между тем активист из башкирского города Сибая Ильшат Муртазин, записавший обращение жителей к Президенту, стал объектом постоянных "телефонных атак". Он рассказал журналистам, что ему всё время звонят со скрытых номеров и обещают посадить в СИЗО за общественную активность. Неизвестные также терроризируют его родственников - говорят им по телефону, что "статья" для активиста "найдется", что его бывшая сожительница якобы написала на него заявление в полицию, обвинив в убийстве.

К ситуации в Сибае уже стала прицеливаться либеральная оппозиция. Тот же Навальный записал видеобращение в защиту жителей. Вот только звериный оскал капитализма, который мы наблюдем в Сибае, является как раз отражением тех идей свободы и вседозволенности, за которые так ратуют российские либералы.

Сегодня Сибайская экологическая катастрофа яркий пример, того, что в России полностью парализована система защиты населения при экологических катастрофах. Город с населением в 62 тысячи человек фактически оказался в заложниках у олигарха, владеющего градообразующим предприятием и наживающегося на российских недрах. Люди уже три месяца дышат отравленным воздухом и серьёзные последствия для из здоровья в будущем неизбежны, но мы не видим по центральным каналам того, как наши доблестные службы спасения эвакуируют жителей и борются с ЧП. Предприятие продолжает работать, наполняя кошельки своих владельцев, а жители города проверяют показания замеров воздуха перед выходом из дома. На оперативное устранение аварии и охрану здоровья людей у миллиардера Махмудова и его топ-менеджеров, как оказалось, денег нет. И это лишь показывает, как беспомощен простой человек в России перед ситуацией, когда чиновники и бизнес становятся по сути одним целым.

Ну, а нам, калининградцам, надо повнимательнее отнестись к реализации крупных проектов по добыче полезных ископаемых в нашем небольшом регионе. Напомним, с одним из подобных проектов на протяжении ряда последних лет борются жители поселка Нивенское. Здесь в скором будущем должен появиться калийно-магниевый рудник. Как стало известно, в январе 2019 года строительство рудника и обогатительного производства в посёлке Нивенское Багратионовского городского округа вернулось в список приоритетных инвестиционных проектов региона. В правительстве региона уже посчитали объем ежегодных налоговых поступлений в бюджет – 2 млрд рублей. Но главный вопрос о том, какой ценой для здоровья людей достанутся эти миллиарды, остаётся, к сожалению, без ответа.

Программа «Специальный репортаж»

на радио «Русский край»