Относительно недавно возник коммерческий проект под названием «Мерная икона». Это иконы, которые пишутся на досках по росту младенца (в его «меру») и изображают святого покровителя новорожденного. По сути, это просто хороший подарок родившемуся человечку на всю жизнь, хотя и всё удовольствие от него выпадает пока только на долю родителей.
В самих мерных иконах ничего плохого нет. Нехорошо лишь, что с ними насаждаются новые мифы и старые суеверия. Мерным иконам придаётся функция исключительного оберега, обладающего особой силой сохранять жизнь и здоровье ребёнка. Якобы данные артефакты известны с древних времён.
Например, продавцы этих икон говорят: «Издревле на Руси у каждого православного человека был свой, особо почитаемый молитвенный образ – мерная икона святого». Сказанное не соответствует действительности хотя бы потому, что ранее 1554 года упоминаний о мерных иконах не встречается. Первые известные нам «мерные» или «родимые» иконы были написаны для сыновей Иоанна Грозного.
Если точнее, то самая первая была написана для второго сына – Иоанна Иоанновича, после трагической гибели в 1553 году царского первенца – Димитрия (последнего тоже назвали Димитрием, не надо их путать). То есть у первого сына такой иконы не было, и он погиб. У остальных пусть будут, чтобы сохранить их в здравии и целости.
Как это должно было сработать? «Мера» – это некий священный размер. По всей видимости, это прямая аналогия так называемой «меры Гроба Господня» – распространенной в Средневековье евлогии со Святой Земли. История схожего почитания реликвий полна других примеров. Так в Гелиополе близ Евхаиты (совр. Турция) почитался отпечаток на камне стопы святой Варвары. С него тоже брали мерку паломники "для своего здоровья и спасения".
Слово « евло́гия» буквально переводится как «благословение» и обычно обозначает религиозный сувенир из мест паломничества. Применительно ко Гробу Господню она в ту пору обычно представляла собой ленту, шитый пояс или отрез дорогой ткани, имеющие размер «погребальной скамьи» на месте погребения Иисуса.
Иногда по этой мере (размеру) делались церковные престолы, а из самой меры (куска материи) изготавливали плащаницы и покровы для священной утвари. Короче говоря, в представлениях того времени святыней здесь выступает не столько евлогия (сама вещь), сколько её размер (мера). Соответственно, когда мера царских детей переносилась на священное изображение, то в представлении людей возникала особая мистическая связь между материальными носителями размера и их нематериальными покровителями.
А как сработала эта задумка? Судите сами: Иоанн Иоаннович был (предположительно) убит родным отцом, Феодор Иоаннович отличался слабым здоровьем и прожил лишь 41 год, а Дмитрий Иоаннович (св. царевич Димитрий Угличский) был эпилептиком и погиб в восьмилетнем возрасте при загадочных обстоятельствах (вероятнее всего, убит). После их смерти династия Рюриковичей просто пресеклась, так что вряд ли можно всерьёз говорить об охранительной функциональности мерных икон. Тем не менее, некоторые стали делать себе такие же родимые иконы (отчасти и по соображениям престижа, чтоб не хуже, чем у царя всё было). Но совершенно точно традиция никогда не имела общенародного характера. Сначала она оставалась в узком кругу мужчин из царской фамилии, гораздо позже распространилась на женщин и вовсе прекратилась, судя по всему, в XVIII столетии. Поэтому, когда продавцы мерных икон говорят, что «обычай дарить мерную икону дошел и до наших дней», они говорят неправду. Это всего лишь искусственно создаваемый (даже не возрождаемый) обычай, а проще говоря – коммерческий культ и суеверие. Да, суеверная роль оберегов вменялась иконам и в прежние времена. Однако древность заблуждения не может служить его оправданием.
Кстати, как мы видели, изначально мерная икона делилась на два поля – святой покровитель изображался в нижнем, а верхнее приходилось на долю ветхозаветной Троицы. Сейчас мерные иконы так не пишут, что лишний раз подтверждает отсутствие преемства традиции.