Зависимость работника от выплаты больничного заставляет именно его делать больше телодвижений, если работодатель не готов работать с электронными больничными (далее ЭБ), а поликлиника просто по умолчанию выдала ему данные по ЭБ и приказала долго жить.
Система дорабатывается, крайний в ней работник и вот почему.
Человеку выдали ЭБ, он идет с ним в бухгалтерию. Бухгалтера смотрят на него выпученными глазами и заявляют: "Мы не имеем технической возможности обрабатывать электронные больничные."
Работник как винтик этой большой системы загорается вопросами:
- правомерно ли мне отказали в принятии ЭБ?
-выдадут ли мне другой больничный, если работодатель не может работать с ним электронно?
-повлияет ли ЭБ на скорость выплаты больничного?
Итак. Механизм.
1. Работодатель должен быть подключен к сайту ФСС, как и поликлиника, что бы видеть больничный он-лайн.
2. Все это невозможно без создания личного кабинета на сайте ФСС, плюс подключение к электронному обмену больничными.
3. При наличии личного кабинета в ФСС или на сайте Госуслуг, бухгалтер находит больничный работника и приступает к заполнению своей части информации.
4. Работник, кстати тоже может, зайдя в свой личный кабинет, видеть начисления и данные по больничному.
Вот в идеале все должно выглядеть вот так. ЭБ никого не смущает, работник не бегает в поисках бумажного больничного.
Но не все так гладко, как должно быть. Как обычно, запуск нового, при работающем старом - дело хлопотное.
Правомерно ли мне отказали в принятии ЭБ?
У работодателя нет технической возможности. Отказывай, не отказывай, а ЭБ он не сможет обработать. На сайте ФСС, к вопросу подошли однозначно. Если у работодателя нет механизма. Работодатель не может не принять ЭБ, потому, что должен проработать вопрос по подключению организации к системе информационного взаимодействия по ЭЛН. https://r22.fss.ru/archive/291653.shtml
Руководитель департамента организации обеспечения страховых выплат ФСС России Татьяна Лотоцкая, тоже солидарна с коллегами: "Несмотря на то что обязанность работодателя принимать электронные листки нетрудоспособности прямо в законе не закреплена, не принять их он не сможет, так как должен выплатить пособие в срок (ст. 15 Закона № 255-ФЗ). Поэтому право выбора формата больничного остается исключительно за гражданином. Еще раз подчеркну: даже если программное обеспечение работодателя не позволяет работать с электронными больничными, он может воспользоваться бесплатной программой, предоставляемой ФСС России, или вовсе обойтись без установки дополнительного ПО, используя функционал личного кабинета страхователя."
Получается, что отказать не могут. Должны быть подготовлены, а на деле крайний работник. Именно он не получит начисления, поэтому вынужден брать дело в свои руки.
Выдадут ли мне другой больничный, если работодатель не может работать с ним электронно?
Если работодатель еще не пользуется таким механизмом, то у работника есть возможность просто пойти в поликлинику и напомнив о Письме Фонда социального страхования РФ от 11 августа 2017 г. № 02-09-11/22-05-13462 попросить выдать ему обычный синенький бумажный больничный.
Потому, что "Право выбора формы листка нетрудоспособности остается за застрахованным лицом - по его желанию может быть выдан как листок нетрудоспособности, так и с письменного добровольного согласия сформирован и размещен в Федеральной государственной информационной системе «Единой интегрированной информационной системе «Соцстрах» Фонда социального страхования Российской Федерации электронный листок нетрудоспособности." https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71660486/
И в "В случае технической неготовности работодателя по формированию электронного листка нетрудоспособности медицинская организация вправе заменить сформированный электронный листок нетрудоспособности на бумажный листок нетрудоспособности".
Это конечно уже не право выбора, а желание уладить вопрос с наименьшими потерями для работника. Дополнительные телодвижения, если быть честным.
Влияет ли ЭБ на скорость выплаты больничного?
На вопрос отвечает Татьяна Лотоцкая: "В случае оформления больничного в электронном виде ускоряется процесс передачи необходимых для осуществления выплаты сведений, так как не нужно ждать, пока больничный будет сдан в отдел кадров или бухгалтерию, – работник, узнав номер листка нетрудоспособности, может сообщить его работодателю по электронной почте или в СМС-сообщении. В свою очередь работодатель, как только увидит, что электронный больничный закрыт, сможет сразу же произвести расчет пособия".
Выводы. Все эти новшества конечно замечательны, но в некоторых регионах страны, именно работнику приходится договариваться, то с работодателем, то бежать в медицинскую организацию меняя больничный пока не все работодатели перешли на ЭБ.
А вообще по информации от самих ФСС уточнено, что к 2020 году, бумажных листов не будет, может и раньше, потому, что их раздали по всем больницам. Они должны же когда-то закончится.
Получается, когда закончатся больничные в медицинском заведении вышеуказанное Письмо уже не сможет решить вопрос по работнику, если работодатель еще будет не готов...
Остается не болеть. Особенно детям.
Благодарю за внимание!