"Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне" - Эммануил Кант.
Все сложно. Все очень сложно.
Об этом не то, что говорить - писать больно.
Коллега заболела. Тяжело. Онко...
Ее выпускной класс дали мне. "Довести", как сказали.
ВЫПУСКНОЙ КЛАСС!!!
ДОВЕСТИ!!!
Легко им говорить!
Почему тяжело мне? Потому,что это коллега, столько лет вместе, потому, что у каждого учителя, каждого классного руководителя свой, неповторимый стиль и подход к детям. Их не бывает два одинаковых как не бывает одинаковых отпечатков пальцев. И только те, кто работают с детьми, только классные руководители понимают КАК ЭТО - взять "и довести "чужой" да еще и выпускной класс!
Да они привыкли не только к ее характеру, к ее тону - он уже к этому времени по глазам читали, что она хотела им сказать...
К слову сказать, у коллеги был довольно авторитарный метод общения с детьми. У моей дочери она тоже была классной, я все это пропустила через себя.
Этот класс у нее тоже "ходил по струночке", боялись. Вдруг чего - звонок родителям, маму в школу, не помогает - участкового. Классический набор. Я не говорю, что это неправильно и ни в коем случае не осуждаю, Бог меня упаси!
Беда в том, что я - абсолютная, "кристаллическая" ее противоположность. Я не могу/не умею требовать, я прошу, все через "плииииз", через "солнышко, зайчик, масечка". Опять же - я не хвастаюсь, я может быть и хотела бы по-другому потому, что такой стиль общения имеет оооочень много своих (то есть - моих) душевных заноз: не все понимают, не все принимают (собственно, и не должны), все дети разные. Я понимаю.
Блин, но как же трудно их перестроить за один год на другой стиль общения, общежития, если хотите!!! Сколько мне стояло душевных килокалорий, знает один только Бог. Но и результат (ОН же и свидетель) того стоит!!!
Сегодня расскажу всего один лишь момент из тысячи.
Меня 11Б тоже хорошо знал - я все эти годы у них преподавала. У меня с малыми такой стиль общения, что к 11 классу мы успеваем не то, что подружиться, а породниться, и на последнем звонке дружно ревем и не хотим расставаться.
Многие, большинство наверное, мое пришествие восприняли нормально, в смысле - в фоновом режиме продолжали себе учиться. Некоторые же, так называемые "проблемные "ребята, наоборот, обрадовались, в смысле "эта не будет ездить по мозгам", можно дать себе послабуху.
Начали пропускать занятия, "съехали " по успеваемости. Причины, как водится в таких случаях, были вымышленные. Но в маленьком городке все, как на ладони и всегда кто-нибудь да видел, что ты в урочное время гуляешь то ли в парке, ли в кафешке, то ли где бы то ни было и я в большинстве случаев знала правду.
Как же неприятно было выслушивать их "отмазы"! Меня это очень оскорбляло и унижало, а звонить родителям по таким, как мне казалось, пустякам, я считала ниже своего достоинства.
Вот однажды на своем уроке я спросила мальчика, где был вчера на последнем. Ответ - маму встречал с поезда. А на самом деле его видели с девочкой из ПТУ в парке. Я ему это сказала, он даже не спросил кто видел, кто рассказал: отпираться не было смысла.
Этот случай стал последней каплей в таких похождениях. Я обратилась ко всему классу:
- Пожалуйста, врите мне виртуозно! Так, чтобы ложь не вскрылась! Или не врите вообще!Я не хочу унижаться и унижать вас этими разборками, это ниже человеческого достоинства и воспитывает в человеке неуважение к себе.
В классе наступила гробовая тишина. С ними никто никогда в таком тоне не говорил. Они не смотрели в газа ни мне, ни друг другу. Я понимала, что нарушить эту тишину надо мне.
- Если не уверены, что получится - подойдите ко мне, объясните ситуацию, я обещаю, что постараюсь понять и помочь, если это действительно важно и нужно - заверила я.
Они оживились, я продолжила урок.
Не знаю, то ли в классе действительно есть виртуозы (я об этом еще спрошу в конце года, он расскажут и мы вместе посмеемся, мы уже доросли до этого, за что я им очень благодарна), то ли все, у кого были проблемы, решали их через меня и с моего ведома, помощи и согласия. В любом случае - о лжи разговор больше не заходил. Повода не было.
Люблю их такими)