Мелкий осенний дождик, серенькое небо и грустные листья наводили Ивана Ивановича на размышления о горячем чае. Он пришел в этот город на рассвете. Узенькие улочки и прижавшиеся друг к другу аккуратные «пряничные» домики с флюгерами на черепичных крышах еще не проснулись. Иван Иванович брел, не обращая внимания на промокшую одежду. Иногда он протягивал руку, приглашая холодные дождевые капли на ладонь. Когда набиралось достаточно, он пил их, немного согретых, и озноб ненадолго отступал.
Вдруг Иван Иванович услышал нежный перезвон колокольчика. Дверь одного домика приоткрылась.
— Вы промокли, — раздался участливый женский голос, — не хотите выпить чаю?
— Я бы рад, — улыбнулся Иван Иванович, — но мне нечем вам заплатить.
— Какие пустяки! Заходите скорее.
Иван Иванович решил, что отказывать невежливо, особенно женщине.
В маленькой комнатке было уютно, потрескивали дрова в камине, и седенькая юркая старушка наливала в глиняную кружку дымящийся ароматный чай.
Иван Иванович присел поближе к огню, с наслаждением сделал глоток и почувствовал, как возвращаются силы идти дальше.
— Дед моего покойного мужа владел этой чайной, — сказала старушка. — Он никогда не брал плату с путников. А в нашей семье всегда чтили традиции.
— Спасибо вам, — ответил Иван Иванович. — Традиции, особенно такие, большая редкость. Но я все же хотел бы отблагодарить вас. Я ведь почти все могу.
Старушка покачала головой.
— Мне ничего не нужно. Я прожила счастливую жизнь. Хотя… — она указала Ивану Ивановичу на противоположную стену, — видите чайники?
— Да, — кивнул Иван Иванович, — очень необычные. И такие разные. Вы их сами делаете?
— Нет, — ответила старушка, — их делали путешественники, что в разные времена заходили сюда. Каждый из них вкладывал в свою работу частичку себя. Выпив из такого чайника, узнаешь, чем была наполнена их душа. Если хотите, можете тоже сделать, а я потом обожгу и поставлю рядом с остальными.
— Боюсь, у меня не получится, — засомневался Иван Иванович.
— А вы попробуйте, — озорно подмигнула старушка. — Что-нибудь да выйдет.
— Действительно… — улыбнулся Иван Иванович, разминая пальцами кусок глины, — почему бы и нет…
Чайник получился кривенький, простой, без узоров. Дождь на улице закончился, Иван Иванович попрощался с хозяйкой чайной и ушел. Его ждала дорога.
— Свобода… — тихо сказала старушка, бережно держа в руках чайник и глядя вслед Ивану Ивановичу. –Величайшая драгоценность…
Изображение Peggy und Marco Lachmann-Anke с сайта Pixabay