В этой статье не будут рассматриваться мистические техники, случаи судьбы, рока и прочие тонкие материи. Далее будет рассмотрен перечень элементарных правил поведения, затрудняющих реализацию мошеннических схем.
Изучайте эти правила не спеша (располагая достаточным свободным временем) в спокойной обстановке.
Примеры мошенничества, указанные в статье, не разделены на цифровые и нецифровые виды, потому что в сути любых мошеннических действий заложена одна и та же игра на пяти вредных привычках (чертах характера) жертвы:
- невнимательность;
- небрежность;
- жадность;
- любопытство (в некоторых случаях вредное);
- боязливость.
Также, преступниками используются удобные для мошенничества состояния жертвы:
- недомогание (болезнь);
- усталость;
- некомпетентность (незнание);
- паника в незнакомой обстановке (ситуации).
Какие привычки считаются полезными в противостоянии мошенничеству?
Навыки предупреждения мошеннических действий
Умение успокаиваться в напряжённой ситуации
По смыслу первым навыком должно идти знание своей правовой позиции, но практика показывает, что человек, находящийся в стрессовом состоянии может не суметь воспользоваться своими правовыми знаниями.
Поэтому, если человек замечает, что становиться взволнованным в какой-либо ситуации, ему нужно вырабатывать привычку (навык) управления своими эмоциями и приведения своей психики в спокойное состояние.
Выведение человека из психического равновесия в какой-нибудь ситуации может косвенно указывать на начало действий мошенников.
Знание своей правовой позиции
Необходимая привычка, потому что знания своих прав составляют основу правоотношений. Многие мошеннические схемы не могут быть реализованы там, где гражданин точно знает объем своих прав и границы своих обязанностей.
Долго комментировать этот навык не нужно, перед совершением каких-либо юридических действий нужно узнать о своих правах и обязанностях.
Привычка проверять факты в первоисточниках
Одна из самых распространённых рекомендаций правоохранительных органов: уточнение полномочий контактирующих лиц или организаций путём телефонного звонка руководству организации, контролирующим органам, наведение справок на государственных порталах в интернете.
Проверять нужно не только личность представителей, подлинность организаций, а также номера и статьи законов или приказов, в соответствии с которыми действуют контактирующие лица.
Проверка информации - это совершенно естественное право гражданина, поэтому нужно полностью игнорировать артистические реакции "обиды недоверием" проверяемого. Если в ситуации работают мошенники, то они точно "не обидятся", что их проверяют.
Привычка получения письменных подтверждений отношений и копий документов
Один из частых вопросов клиенту на юридических консультациях: "У Вас на руках есть договор или квитанция об оплате?".
Важно помнить, что оказание услуг - это, как минимум, двусторонние отношения и поэтому документально подтверждается комплектами документов для каждой из сторон.
Если одной из сторон предоставляются документы (приложения к заявлению), то эта сторона выдаёт расписку в их получении с указанием полного перечня документов.
Промежуточные документы и заявления можно сфотографировать, если это не нарушает политику конфиденциальности или попросить сделать копии, выдать соответствующие справки о состоянии дел (различные процедуры регистрации прав с помощью организаций).
Если организация оставляет клиенту документы, подтверждающие оказание услуг, продажи товаров, то в этих документах должны быть точно указаны все работы или товары, размер и порядок оплаты, дата документа, наименование, и реквизиты организации, ответственное лицо, и контактная информация.
Умение отказать или сделать перерыв в сомнительной ситуации
Для мошенников внеплановый разрыв контакта очень нежелателен, поэтому в качестве воздействия могут быть применены методы возбуждения жадности типа "только сегодня и только сейчас, акция заканчивается сегодня!" или запугивание типа "мы на уже столько времени потратили, кто нам заплатит?".
Подозрительным может быть нежелание организации сделать перерыв и отпустить клиента подумать, а также отказ в выдаче информации для размышления в виде коммерческих предложений, прайс-листов, бланков договора.
Перенос отношений в будущее грозит мошенникам проверками и осознанием клиентом степени воздействия на него, поэтому некоторые граждане проверяют честность организации наличием готовности подождать их решения столько сколько потребуется.
Магическая фраза: "Я проконсультируюсь у своего юриста" может заставить неопытных мошенников выдать себя излишним нажимом или форсированием событий.
В любом случае, сомнительную ситуацию нужно прерывать и обращаться к компетентным органам и специалистам за разъяснениями. Если вопрос важный, иногда делают перерыв для размышлений даже с проверенными организациями.
Привычка делать страховочные звонки и встречи
В сложных и сомнительных ситуациях точно определяют время для проведения переговоров предварительно попросив своих родственников или друзей о встрече или звонке после окончания таких переговоров.
Звонок другу или родственнику, а также плановая встреча с ними помогает не зацикливаться в ситуации. А, если взят перерыв для раздумий, то с ними можно проконсультироваться или просто перевести состояние своей психики в менее напряжённое.
Психологически полезная привычка.
Принципиальность в соблюдении своих правил
Иногда, потерпевшие сообщают, что знали как надо было действовать, но "махнули рукой" на какие-то бюрократические процедуры или позволили убедить себя поступить незнакомым способом.
Привычка отстаивать свои способы действий и пользоваться только проверенными методами, как бы не убеждали поступить иначе, чаще приносит пользу, чём затрудняет отношения.
Бывают ситуации, когда нужно принимать нестандартные решения, но эти ситуации касаются специалистов, которые обучены схемам автономного и оперативного реагирования.
Остальные граждане должны тщательно сверять правильность своих действий здравым смыслом, своим житейским опытом и корректировать действия в соответствии с инструкциями профессионалов в соответствующих областях деятельности.
В этой статье были приведены несколько полезных рекомендаций гражданам для более безопасного осуществления своих жизненных планов.
Узнать как подготовить информацию для юриста при первичной консультации Вы можете в статье этого канала "Как подготовиться для консультации юриста?"
17 апреля 2019 года (редакция текста 20 ноября 2019 года).
автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.
Сохраните адрес этой статьи в своих закладках браузера, как полезную информацию.
Участвуйте в обсуждении, пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).