Найти тему
VIKENT.RU

Обучение в юности приемам гармонии у Р.М. Глиэра

Данная статья относится к Категории: Встреча Наставника-профессионала

1.  Рейнхольд Глиэр, русский / советский композитор
1. Рейнхольд Глиэр, русский / советский композитор

«Глиэр был хорошим педагогом, поэтому он постарался, чтобы у ученика не возникла реакция против преподавания гармонии. Я рвался сочинять и не мог понять, зачем нужны эти скучноватые задачи.

Между тем они были нужны, так как гармония подводила фундамент под моё сочинение, без неё же я не знал - что, зачем и почему.

Однажды под вечер Глиэр посадил меня за рояль - тут же была мать - и стал объяснять, что в музыке называется предложением и что периодом.

- Вот попробуй, сочини четыре такта музыки, только так, чтобы они заканчивались не в основной тональности, а, скажем, на пятой ступени, - заказал он.

Я стал что-то подбирать. Подобрал. Записали. Глиэр продолжал:

- А теперь сочини ещё четыре такта, чтобы они начинались приблизительно как предыдущие, но заканчивались уже на первой ступени полным кадансом.

2.  Русский композитор Сергей Прокофьев
2. Русский композитор Сергей Прокофьев

Это было нетрудно, поскольку первые четыре такта существовали. Записали.

- Теперь,- продолжал Глиэр,- надо сочинить новый четырёхтакт в какой-нибудь родственной тональности, например в шестой ступени, но так, чтобы к концу он остановился на пятой ступени, как и первый четырёхтакт.

Я не ясно понял. Попробовал - ничего не вышло. Глиэр сел к роялю и сочинил за меня.

- Видишь, - объяснил он, - теперь мы подошли ко второму четырёхтакту точно так же, как в первый раз, и можем снова повторить его.

Повторили. Записали.

- Таким образом, главная часть пьесы закончена. Надо написать трио в другой родственной тональности, - и он сделал несколько пояснений, как надо писать трио.

Тут я уже вошёл во вкус и сочинял трио с удовольствием. Оно и качественно вышло лучше.

- А теперь, - сказал Глиэр, когда трио было закончено, - надо повторить всё сначала.

3. Фото Dayne Topkin на Unsplash
3. Фото Dayne Topkin на Unsplash

- Без изменений?

- Можно без изменений, но лучше, если придумать новую фигурацию, похитрее. Давай, я покажу.
Глиэр профигурировал первые такты, сделав движение более частым и введя хроматические проходящие.

- В этом духе продолжай дальше. Только сегодня уже поздно, сделай это завтра.
[…]

На другой день был урок гармонии, а на третий Глиэр предложил написать ещё несколько таких «песенок», указав на различные варианты в ранее объясненном, главным образом в кадансах. Для начала Глиэр сказал, чтобы я сочинил несколько главных предложений. Я сел с увлечением и в короткий срок навалял пять штук. Глиэр был даже разочарован:

- Ты уж не валяй всё подряд, что в первую минуту в голову приходит, - сказал он, - а постарайся сделать получше.

- Но я старался,- оправдывался я, - это не первое, что в голову.

4. Фото Andrik Langfield на Unsplash
4. Фото Andrik Langfield на Unsplash

Глиэр стал терпеливо объяснять, как и на каких основаниях надо в каждом отдельном случае прибавить следующее предложение. А если приходится повторить какой-нибудь из тактов, встречающихся раньше, то незачем его выписывать. Достаточно пронумеровать такты, а затем в пустом поставить номер: это значит ссылка на предыдущий такт. Такой приём облегчал работу: награфишь четыре такта, поставишь четыре номера - смотришь, пьеса продвинулась вперёд.

- Ты всё-таки не злоупотребляй, - поправил Глиэр. - Повторять лучше не в первоначальном виде, а с какой-нибудь фигурацией.

Тем не менее я злоупотреблял.

К концу недели у меня уже было шесть пьес, причем та, с которой все дело началось, почему-то получила № 5. Нового названия не выдумали, а нелепое старое так и не отлипло. Эти шесть пьес положили начало длинной серии фортепианных сочинений, писавшихся в детстве и юности. В конце концов за шесть лет этих «песенок» оказалось чуть ли не
семьдесят штук. […]

Источник - портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы

Изображения в статье

1. By Unknown - rulex.ru, Public Domain,

2. By Unknown - This image is available from the United States Library of Congress's Prints and Photographs divisionunder the digital ID ggbain.28249.This tag does not indicate the copyright status of the attached work. A normal copyright tag is still required. See Commons:Licensing for more information., Public Domain,

3. Фото Dayne Topkin на Unsplash,

4. Фото Andrik Langfield на Unsplash