Данная статья относится к Категории: Встреча Наставника-профессионала
«Дружеские узы связывали Холдейнов с семьями Томаса Гексли и Христиана Бора - известного датского физиолога, отца Нильса Бора. Часто у Холдейнов бывали профессора Оксфордского университета. Царившая в доме интеллектуальная атмосфера способствовала раннему пробуждению у Холдейна-младшего интереса к научным исследованиям. Отец с детьми обращался, как со взрослыми людьми, - такова была его система воспитания.
Холдейн-сын очень рано обнаружил выдающиеся способности и удивительную память. Ему не исполнилось еще и пяти лет, а он уже читал газетные отчёты о деятельности научных обществ и с необыкновенной лёгкостью заучивал стихи - и не какие-нибудь детские «считалки», а целые фрагменты из классической поэзии.
Однажды Джек собрал коллекцию морских ракушек, и когда попросил отца помочь определить образцы, тот дал ему двухтомное руководство по зоологии на немецком языке - в ту пору мальчику было восемь лет. А несколькими годами позже, перед тем, как идти в аудиторию, отец прочитывал Джеку свои лекции по физиологической химии. «Из них, - писал впоследствии Холдейн, - я узнал об исследованиях Эмиля Фишера по стереохимической структуре сахаров задолго до того, как имел какое-либо представление о том, что хлористое серебро нерастворимо в воде и что водород горит в кислороде...»
Очень рано Холдейн-старший стал прививать сыну вкус и интерес к физиологии, к эксперименту, увлекая его своим неудержимым творческим энтузиазмом. Он часто брал Джека с собой в качестве младшего помощника. Вместе они, занимаясь исследованием состава воздуха, ездили по угольным районам и трущобам, забирались в туннели и на окраины, где пролегали сточные канавы, вместе спускались в шахты для определения концентраций рудничного газа.
Холдейн-отец нередко проводил эксперименты над самим собой: вдыхал угарный газ, записывая свои ощущения, исследовал свою кровь, определяя содержание окиси углевода в гемоглобине. Использовал он в качестве подопытного и Джека. Об одном из таких совместных экспериментов Холдейн-сын вспоминает: «С целью продемонстрировать вредное действие постепенно возрастающей концентрации рудничного газа на организм человека по мере спуска в забой отец предложил, чтобы я, стоя в подъёмнике, декламировал речь Марка Антония из «Юлия Цезаря», начиная со строк:
Друзья, сограждане, внемлите мне,
Не восхвалять я Цезаря пришёл,
А хоронить. Ведь зло переживет
Людей, добро же погребают с ними.
Пусть с Цезарем так будет.
Честный Брут Сказал, что...
В этом месте я стал часто и тяжело дышать, ноги у меня подкосились, я упал, потеряв сознание. Внизу воздуха было достаточно, и я тотчас пришёл в себя. Так я убедился, что рудничный газ легче воздуха и опасен для дыхания».
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы