Найти тему

Что есть "Мама!" Аронофски?

«Первое, что я написал, перед началом работы над сценарием, это шесть букв слова «mother». А потом я на секунду остановился. Я очень четко это помню: я нажал shift+1 и поставил восклицательный знак. Такой заголовок появился еще до того, как я написал что-либо еще», — рассказал Даррен Аронофски в интервью Entertainment Weekly.

Фильм Даррена Аронофски "Мама!".
Фильм Даррена Аронофски "Мама!".

Некоторым фильмам, как и некоторым режиссёрам, не дано быть понятыми массой. С одной стороны, это логично-все люди разные, у всех своё восприятие и своё мировоззрение, но с другой стороны - обидно, недооценённость того, во что вложили массу усилий и работы, угнетает.

Фильм "Мама!" от небезызвестного Даррена Аронофски сотряс в свое время Венецианский кинофестиваль. В России же он был не понят, люди спешно уходили с сеансов, не гнушаясь оставить пару нелицеприятных комментариев.

Оно и понятно, описание к фильму скудное, информации мало, люди идут на сеанс, вероятно, ожидая развлечения. После просмотра же оказывается, что тут всё совсем не так просто, как казалось изначально. Большинство совсем любит напрягаться, считая кино только лишь развлекательным контентом.

Он - писатель, творец, муж. Она - его муза, его богиня, его "Любовь". И все бы хорошо было, над чем тут думать и о чем говорить?! Но в один из обычных вечеров на их пороге странный, если не сказать подозрительный, пожилой мужчина - предвестник не самых адекватных событий в этом доме и далеко не последний их гость.

Сцена из фильма "Мама!"
Сцена из фильма "Мама!"

Стоит отметить, что фильмы Даррена Аронофски всегда полны символизма, аллегорий и сравнений. Этот фильм, эта семья и даже их первый гость не стали исключением.

Почему я выделила "...его "Любовь"..." в кавычки? Что ж, самого начала фильма, мы видим Девушку (имён в фильме нет). Она, как становится понятно почти сразу, является душой и сердцем этого дома. Девушка на протяжении всего фильма отчаянно отстаивает любое пространство у непрошенных гостей для своего Творца-мужа, которого она, без сомнений, любит до последнего вздоха и дрожи в коленях. Он же, в свою очередь, втягивает в свою жизнь любого постороннего, изгоняя из неё собственную жену. Абъюз и ничего кроме, рождающий первую аллегория: в течении фильма, несколько раз операторы делают акцент на том, что он "выше"нее, лучше, успешнее, она тянется за ним, они не равны и не будут. В художественном плане Даррен показывает это сценами вроде: ее спуска в подвал, пока он поднимается на второй этаж. И пусть вам сейчас кажется это несколько притянутым, но у вас не останется такого сомнения, когда вы увидите несколько характерных сцен, а не одно описание.

Честно сказать, за час и пятьдесят минут очень много раз в голове возникает вопрос : "А что я вообще смотрю?". Меня удручало и то, что к середине сеанса и без того пустые кресла опустели ещё больше.
Фильм сильный. Фильм не для просмотра одним глазом и не для просмотра за едой
. Тут нужно думать и важно уметь думать. События слишком быстро сменяют друг друга, наслаиваются и открывают новые и новые скрытые сюжеты: религия, вера, обстановка в мире в данный момент. После просмотра вопрос остается один. Почему мама? Почему именно мама?

Вопрос открыт до сих пор и, скорее всего, посмотрев ленту еще раз я увижу нечто совсем другое. Вероятно, только спустя час после просмотра (именно столько понадобилось мне) и несколько прогонов фильма в своей голове появляется неочевидное предположение. Существует ли предел, до какого момента человек может постоянно отдавать, не получая ничего взамен? До какого момента человек может брать и использовать, но не возвращать?

Возможно, что жена относится к мужу, как мать. Ведь даже в последние минуты фильма она отдает ему то немногое, но самое ценное, что осталось.
Возможно, что фильм о настоящем абъюзе во всей его "красе". Вопрос только кого по отношению к кому? Обычной женщины и мужчины? Или,
возможно, что Дом - это есть наша Планета, Девушка - это ее душа, Творец - это бог, а гости - это мы с вами. Ведь, взглянув на нынешнее положение дел, мы как раз используем то, что не планируем возвращать. Да и все мы, как ни было печально лишь гости тут.

Слишком много "возможно", но истинный ответ вы найдете только посмотрев фильм самостоятельно, мы разошлись во мнениях со всеми, с кем обсуждали ленту. Согласились лишь в одном: самый большой плюс фильмов Даррена в его умении заставлять мыслить.