О системе государственного и муниципального управления Севастополем ИА FedereralCity рассказывает историк Константин Мензелинцев.
- Константин Алексеевич, продолжаем наше общее повествование. Как вышло так, что Севастополь, высказав желание остаться в СССР стал частью независимой Украины?
- Действительно, когда стало ясно, что центробежные процессы в Советском Союзе уже не остановить и государство обречено на распад, в республиках СССР стали проводить различного рода референдумы с целью придать некую законность своему отделению.
Надо сказать, что в случае с Севастополем в начале 90-х воля народа – то есть демократия – была попрана самым беспардонным образом.
20 января 1991 года прошел общекрымский референдум, на котором 87% севастопольцев и 93% крымчан высказались за з воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта СССР и участника Союзного договора.
Однако его результаты были не приняты во внимание Киевом, и после того, как 1 декабря 1991 года была образована независимая Украина, декларация Верховного Совета воссозданной Крымской Автономной ССР о государственном суверенитете Крыма, в которой Крым объявлен участником Союзного договора, была попросту проигнорирована.
В дальнейшем власти Украины делали все, чтобы постепенно лишить Крымскую автономию любой возможности самой решать свою судьбу.
- А какова была позиция РФ? Разве ее руководство не делало попыток отстоять волеизъявление крымчан?
- Пока шло противостояние между Президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом РФ, депутаты пытались что-то сделать. Верховным Советом Российской Федерации 21 мая 1992 г. принято Постановление №2809-1, которым акт 1954 года о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР признан антиконституционным, Украине предложено на переговорах с Россией урегулировать вопрос о Крыме. В июле того же года депутаты Верховного Совета РФ приняли решение о российском статусе города Севастополя.
В связи с этим на Западе подняли большой шум, США даже созвали Совбез ООН, в результате чего испуганный Ельцин заявил, что ему "стыдно за решение парламента".
Так что дело о Севастополе и Крыме было отложено властями России, что называется, в долгий ящик, пока сменивший Ельцина лидер не восстановил историческую справедливость после референдума 16 марта 2014 года.
- Каков был административный статус Севастополя во время его нахождения в Украине?
- Надо сказать, что статус Севастополя был неопределённым вплоть до принятия Конституции Украины в июне 1996 года. В ней Севастополь наряду с Киевом получил статус отдельного региона, приравненного к области.
В отличии от всех остальных городов Украины (включая ее столицу), Севастополь был единственным городом в стране, глава которого не выбирался жителями, а назначался президентом.
Всего в период с февраля 1991 года по февраль 2014 года в Севастополе сменилось девять председателей городской государственной администрации.
Все же власть их не была абсолютной – целый ряд вопросов решался городским Советом, в частности земля и бюджет.
В определенные периоды времени в Севастополе наблюдался определенный конфликт ветвей власти – так было, когда председателем СГГА был Сергей Куницын, а председателем горсовета Валерий Саратов. Судя по всему, этой традиции руководители Севастополя остались верны и в настоящее, российское время.
Административное устройство Севастополя в период с 1991 по 2014 год характеризовалась все теми же четырьмя районами, руководили которыми председатели районных госадминистраций. Имелись также районные Советы, однако, в отличии от городского парламента, полномочий у них было немного.
Отметим, что этот период истории Севастополя сопровождался массовым разделом земельного фонда, все более агрессивной украинизацией города-героя и практически безнадежной на тот момент борьбой различного рода пророссийских партий за изменение статуса Севастополя.
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал FederalCity и ставить лайки. Ваши оценки, очень важны для нас, именно Вы помогаете развитию канала.
Читать статью на сайте ИА FederalCity