Найти тему
Cosmoscow Mag

В фокусе: Эдвард Мунк

Эдвард Мунк, «Поцелуй у окна», 1892.
Эдвард Мунк, «Поцелуй у окна», 1892.

Сегодня, 17 апреля, отмечается Всемирный день поцелуя. Одной из самых тиражируемых картин, используемых для иллюстрации этой новости, обычно становится «Поцелуй у окна», написанный норвежским художником Эдвардом Мунком более 120 лет назад. Пытаемся разобраться, в чем секрет актуальности художника, чья ретроспектива недавно открылась в Третьяковке, и какое влияние он оказал на современное искусство.

Георг Базелиц, «Эдвард», 1987-1988. © Georg Baselitz. Фото: Christie's.
Георг Базелиц, «Эдвард», 1987-1988. © Georg Baselitz. Фото: Christie's.

Наверное, самый очевидный пример влияния Мунка, это Георг Базелиц, который не стесняется публично признаваться в любви норвежскому художнику. Найденному в библиотеке отца календарю с репродукциями картин Мунка Базелиц обязан своим желанием стать художником. В июне 2012 года традиционно перевернутая с ног на голову работа Базелица, красноречиво названная «Эдвард», была продана на торгах Christie’s за £385 250.

Марлен Дюма, «Венера и Адонис». © Marlene Dumas.
Марлен Дюма, «Венера и Адонис». © Marlene Dumas.

В прошлом году в галерее David Zwirner прошла выставка Марлен Дюма под названием «Мифы и смертные». На ней была представлена серия работ художницы «Венера и Адонис», источником вдохновения для которой послужила серия литографий Мунка 1908–1909 годов под названием «Альфа и Омега». Обе серии выстроены вокруг истории любви и посвящены темам невинности, сексуальности, одиночества, тревоги и смерти.

Марлен Дюма: «Я всегда хотела писать истории любви, и передо мной был пример Мунка, который с успехом делал это за много лет до меня. Он не привлекал меня как художник, прославившийся тем, что представлял всех женщин вампирами. Его картины – это пример того, как мы все справляемся с любовью, отчуждением и смертью. Благодаря ему, я решила писать современные истории любви, но не только между мужчинами и женщинами, но между людьми и природой».

Питер Дойг, «Гостиница», 2002-2004. © Peter Doig. Фото: Christie's.
Питер Дойг, «Гостиница», 2002-2004. © Peter Doig. Фото: Christie's.

Достаточно один раз увидеть бесконечно встречающиеся на полотнах Питера Дойга образы каноэ, покоящихся на волнах, чтобы в воображении вспыли картины Мунка «Лунный свет» и «Танец жизни». Загадочная атмосфера картин Дойга во многом сформирована под влиянием творчества Мунка и Эрнста Людвига Кирхнера.

Энди Уорхол, «Автопортрет с рукой скелета" и "Мадонна" по мотивам Эдварда Мунка», 1984. © The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc.
Энди Уорхол, «Автопортрет с рукой скелета" и "Мадонна" по мотивам Эдварда Мунка», 1984. © The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc.

Увлечение Энди Уорхола творчеством Мунка проявило себя в последние годы его жизни, незадолго до смерти в 1987 году. На протяжении всей своей карьеры Уорхол цитировал других художников, но в 1980-х годах он начал сознательно копировать работы известных авторов. Применяя метод шелкографии, он создавал обновленные, более яркие и современные версии оригиналов.

Уорхол начал собирать тиражные произведения Мунка в 1973 году, а через 10 лет приступил к созданию собственной серии «По мотивам Мунка». Среди работ, которые особенно приглянулись королю поп-арта, безусловные шедевры – «Крик», «Мадонна» и «Автопортрет с рукой скелета».

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропустить ни одного материала!
Instagram
Facebook
Telegram
Вконтакте