К 1725 году блестящие развитие получило рококо. Образ жизни диктовал разнообразие помещений, будуаров, туалетных комнат, спален, парадных залов. Создавался новый принцип интерьерного ансамбля, связь мебели и интерьера. Проектировали известные мастера Ж.-Б. Блондель, Ж.-А. Габриэль, Ж. Боффран.
Стиль рококо в европейской культуре стал ярким явлением. Мебель сохранила, грацию, легкость, комфорт. Виртуозно развивалось убранство интерьера. Мебель стала произведением пластического искусства.
В рококо высоко ценилось игра, природа, идиллия, которая окружала мебель и соответствовало образу жизни хозяев. Удобно стало беседовать на кушетках, канапе, креслах, а не стоять как при Людовике XIV. Появились новые формы мебели, формируются функциональные зоны. Мебель стала подвижной легкой, при этом появилась монументальность формы. Все четко регламентировалось, для каких интерьеров предназначалась мебель.
В мебели применялся огромный арсенал пород дерева: самшит, оливковое дерево, палисандр, розовое дерево, черное дерево, вишня, клен. Декоративные качества дерева широко использовали мастера рококо. Украшалась мебель обильно. В этот период произошло разделение труда. Участие в изготовлении принимали столяры, резчики, золотильщики, чеканщики, лакировщики и другие профессии. Каждый производитель ставил клеймо на своих изделиях.
В рококо стали популярны экзотические мотивы, что призывало удовлетворять капризные запросы. Стали применять разнообразные отделки. Например, золочение деревянного каркаса по грунту. В корпусной мебели стал популярен фанерованный декор (маркетри, интарсия).
Мебель украшалась затейливыми орнаментами асимметричными композициями, где присутствуют картуш, раковины, цветы.
Поиски нового стиля воплощал комод. Волнистый фасад имели первые комоды, со временем изгибы стали сплошными, невозможно стало понять где начиналась и заканчивалась деталь предмета. Плоскости покрывались контрастной текстурой. Обильно украшались скульптурными элементами, профилями, бронзовыми ручками. Столешницы украшались мелким орнаментом или же цветным мрамором.
Формы стали успокаиваться к 1740 году. У комодов появились названия: холостяцкий комод, комод-монашка, комод-гроб. Они украшались резьбой и живописными вставками. Популярными стали комоды-угольники, которые ставили парами.
В кабинетах появляются столы-бюро, сделанные из фиалкового дерева и палисандра. Украшались многочисленным декором и обилием бронзовых накладок.
Из интерьера рококо постепенно начинают исчезать шкафы-кабинеты. Они состоят из кабинетной части, ниш, потайных отделений. Плоскости украшались рельефным декором: арками, пилястрами, профилями, фронтонами. Фанеровали ценной древесиной. Формы, которые появились, демонстрируют все разнообразие мебели, которая предназначалась для сиденья. В таких стульях полностью отсутствуют подлокотники, а табуреты демонстрируют вытянутые ножки. Данные формы артистичны и изысканны. Пышность декора стала легкой. Например, спинка с силуэтом в форме вазы. Излюбленной стала белая мебель, где золотили резные детали. За счет обивки светлыми тонами - мебель производит радостное впечатление. Мягкие сиденья обтягивали парчой, бархатом, шелком, украшают вышивкой. Обивка подбиралась в тон самому предмету, чтобы создать впечатление цельности.
В 1728 году появились пружины, что стало важным мебельным изобретением. Помещали пружину под обивку, а прежде набивалась соломой или шерстью.
Сервировочные, игорные, туалетные столики стали элегантны в рококо. Мастерами было разработана 20 типов столов. Отсутствие перекладин и крестовин - характерная черта рококо. Верхом рокайльной орнаментики стали столы-консоли, их украшали фигурными скульптурами, покрывали сплошной позолотой, а ножки резными раковинами и растительным мотивом.
Изящными стали кровати. С двумя спинками в алькове называют польскими, невысокие для центра комнаты с резным декором - французскими. Балдахины конструктивно уже не связаны с кроватью.
Новый стиль оказал влияние на народное мебельное искусство, надолго сохранилась пластичность и красочность.
Рококо во Франции - это стиль Людовика XV. Диван-канапе стал обязательным элементом обстановки. Кресла "Маркиза", "Дюшес", "Бержер", "Султанша" - пользовались большим спросом. В Германии мастера ориентировались на Францию, где заимствовали стилизацию предметов. Всеобщей популярностью пользуется секретер, который на многие годы стал образцом домашней мебели. Секретер грациозен, с волнистой формой и изогнутыми ножками, ажурными украшениями. В Англию рококо проникает в 1740 году. Появляются новые предметы меблировки, мебель стала проще. Томас Чиппендейл создает уникальную мебель, соединяя разные формы и стили. Для его творчества характерны изогнутые ножки, заканчивающие лапами с шаром. Чиппендейл выпустил классический труд "Руководство для дворянина". Альбом собрания образцов мебели имел ошеломляющий успех. Мебель рококо стала распространяться по Европе и США. Известностью пользовались столы "пемброк". Интересна мебель рококо в Италии. Здесь оригинально переработан стиль Людовика XV. Главной особенностью стала роспись. Сюжеты различны, преобладают цветы.
К середине XVIII века стиль рококо исчерпал свои возможности. Ушел вместе со своим поколением.