В 23 часа 39 минут 14 апреля 1912 года, вперед смотрящий на "Титанике" Фредерик Флит мерз в "вороньем гнезде" - специальном месте на мачте корабля, с которого матрос наблюдает за обстановкой впереди судна. В эту ночь, задачей Флита и его напарника Реджинальда Ли было вовремя заметить и сообщить на мостик о возможном приближении айсберга.
И хотя ночь была ясной, в отсутствии какого-либо освещения кроме звезд, матросы смогли разглядеть айсберг не на горизонте, а когда он уже появился, буквально возник - как потом вспоминал Флит, перед самым носом корабля.
Что было дальше, итак знаю все. Однако есть в этой истории момент, который не дает покоя тем, кто хоть как-то связан с событиями той ночи, или просто интересуется судьбой "Титаника" - а можно ли было спасти тех пассажиров и членов экипажа, которым так и не хватило места в шлюпках, коих как известно было гораздо меньше необходимого.
Оказывается, можно было. Капитан парохода "Карпатия", первым подошедший к месту гибели "Титаника" и подобравший людей в шлюпках, вспоминал, что видел корабли, шедшие встречным курсом, то есть из района где затонул "Титаник". Однако стоит понимать, что в ту эпоху, когда радиотелеграфы только начали входить жизнь человека, установлены они были далеко не на всех кораблях, а потому шедшие неподалеку суда, в большинстве своем даже не знали о произошедшем и с чистой совестью двигались своим курсом.
Однако как оказалось, был в ту ночь корабль, который не только находился ближе всех к терпящему бедствие "Титанику", но и мог видеть визуально трагедию, разворачивающуюся перед ним, однако на помощь не пришел, предпочитая уйти прочь.
Пассажиры и экипаж "Титаника", когда тот был еще на плаву, но уже набирал воду, заметили примерно в 8 км огни неизвестного судна. Капитан Эдвард Смит приказал просигнализировать при помощи лампы Морзе неизвестному кораблю "Идите к нам скорее. Мы тонем" однако ответа не получил. Вместо этого, неопознанное судно очевидно набрав ход, исчезло за горизонтом, а огни его погасли.
Разумеется, в ходе расследования случившегося, информация о загадочном корабле была озвучена комиссии. Неизвестное судно нужно было непременно найти, или хотя бы назначить. Тогда-то и вспомнили, что примерно на том же самом отдалении от "Титаника" что и увиденные людьми на его борту огни, как доподлинно установлено, был однотрубный грузопассажирский пароход "Калифорниэн", под командованием Стенли Лорда.
Калифорниэн держал курс из Англии в США. Вечером 14 апреля, судно оказалось в окружении льда и как казалось, выбраться из затора, тем более ночью, в темноте, будет невозможно. Тогда капитан Лорд принял решение, что нужно остановиться, лечь в дрейф и переждать ночь, поскольку двигаться в такой обстановке, будет мягко сказать небезопасно.
Капитан Лорд прекрасно понимал, что находится на крупном судоходном маршруте, а значит поблизости тоже могут быть корабли, которым угрожают льды, и спросил у своего радиста Сирила Эванса, знает ли он о других судах поблизости, получив ответ, что где-то рядом находится "Титаник". Тогда он приказал передать "Титанику" что "Калифорниэн" остановился в окружении льдов и предупредить о возможной опасности.
А что же в это время на самом "Титанике"?
Стоит понимать, что в ту эпоху, получить радиосообщение с борта лайнера находящегося посреди Атлантики было все равно, что сейчас получить сообщение из Космоса. Потому услуга по отправке разумеется не бесплатных сообщений своим родным и близким на берег, была очень популярной среди богатых пассажиров. Этой отправкой и занимался второй радист "Титаника" Джек Филлипс, когда Эванс с "Калифорниэна", "начал приставать к нему со своими айсбергами".
"Заткнись. Я работаю с мысом Рейс" - довольно грубо ответил Филлипс коллеге с другого судна.
Ну Эванс и заткнулся. Заткнулся, выключил радиостанцию и пошел спать. Имел право, поскольку на корабле он был единственным телеграфистом, и ему тоже нужно было когда-то спать. Круглосуточная радиовахта на "Калифорниэн" не поддерживалась.
Потому, когда через какие-то пол часа, обреченный "Титаник" будет отправлять сигналы бедствия, находящийся в принципе недалеко "Калифорниэн", его не услышит.
Так что же с визуальным контактом? Ведь люди на "Титанике" видели какой-то корабль, значит и на том корабле должны были видеть "Титаник" и видеть хотя бы сигнальные ракеты и сигналы с лампы Морзе, при помощи которой с ними хотели связаться.
В 1912 году, этим неизвестным кораблем комиссия назначила "Калифорниэн". Некогда самый подающий надежды капитан в северной Атлантике, коим по праву считался Стэнли Лорд, был отстранен от командования и вскоре уволен. В глазах общественного мнения, он теперь был чудовищем, бросившем на произвол судьбы полторы тысячи человек. До конца жизни, капитан Лорд пытался обелить свое имя и даже подавал неоднократные прошения назначить по этому поводу новое расследование. Но получал отказ.
Сразу возникает вопрос, стал бы виновный человек, требовать нового расследования, зная при этом, что оно лишь подтвердит его виновность?
Для этого, нужно понять, что же происходило в ту ночь на борту "Калифорниэн", когда "Титаник" выпускал сигнальные ракеты и сигналил лампой Морзе.
15 апреля в 00-45 второй офицер на "Калифорниэн" Герберт Стоун, заметил странный вспышки, похожие на белые сигнальные ракеты. В те времена, белые ракеты использовались для привлечения внимания, и могли означать много чего. Так, например, позже, на "Калифорниэн" возникла версия, что какой-то корабль, тем самым идентифицирует суда своей пароходной компании. Красных сигнальных ракет, которые и должны были использоваться в случае бедствия, на "Титанике" попросту не оказалось.
Стоун доложил об этом капитану Лорду. На вопрос сколько было ракет, ответить он не смог. Да и не удивительно, ведь первую ракету, он вообще принял за метеор.
Дело в том, что ночь как уже говорилось была ясной, с большим количеством звезд. Но это еще не все. Очередным трагическим совпадением, предрешившим весь ход событий, стало то, что "Титаник" и "Калифорниэн", находились на границе теплого Гольфстрима и ледяного Лабрадорского течения. Теплые и холодные воздушные массы над ними, смешиваясь приводили к эффекту рефракции (преломление света). Очевидцы той ночи вспоминали, что звезды неестественно мерцали, будто множество старых керосиновых ламп. Можно было среди тысяч мерцающих звезд, разглядеть свет белой ракеты, да еще и идентифицировать, именно ракету?
Тем не менее, командир "Калифорниэн" распорядился просигналить в сторону, откуда возможно запустили ракеты лампой Морзе. Но сигнал остался без ответа.
О том, что они стали свидетелями гибели пассажирского лайнера, на "Калифорниэн" узнали лишь утром, когда проснулся и приступил к своим обязанностям единственный судовой радист.
Но здесь возникает другой вопрос: если на "Калифорниэн" не поняли значения ракет и не слышали сигналов бедствия передаваемых телеграфом, неужели они с близкого расстояния, не смогли увидеть что перед ними находится гигантский лайнер, ведь на допросе Стенли Лорд говорил что если там и был корабль, то очевидно небольшой "вроде нашего", категорически отрицая, что мог наблюдать один из гигантских лайнеров компании "Вайт Стар Лайн" (компания, которой принадлежал "Титаник" и еще ряд лайнеров-гигантов). Очевидно капитан Лорд сделал такие выводы исходя из того, что огромное судно вроде "Титаника" с его огнями, он бы не заметить не смог. А если силуэта корабля видно не было, значит он был значительно меньше, ну или он на самом деле видел между "Калифорниэн" и "Титаником", еще один, более маленький корабль, который и принял за судно, пускающее ракеты
Обломки "Титаника" были найдены в 1985 году. Тогда-то и выяснилось, что передающий в эфир сигналы SOS и координаты тонущего "Титаника" радист, ошибся с этими пресловутыми координатами, примерно на 13,5 миль. Учитывая это, получается, что капитан Лорд не врал, так как "Калифорниэн" находился от "Титаника" значительно дальше чем считалось в момент расследования, и попросту не мог его видеть априори, так как находился за линией горизонта.
Но что за таинственное судно наблюдали с борта "Титаника" и пытались с ним связаться?
В 1963 году, уже довольно пожилой старпом норвежского рыболовецкого судна "Самсон" Хенрик Наэсс, решил очистить душу и покаяться, дав интервью "Би-Би-Си", в котором рассказал, что в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, рядом с "Титаником" находился именно "Самсон", возвращавшийся с незаконного промысла. Увидевшие белые сигнальные ракеты браконьеры, приняли их за сигналы корабля береговой охраны США, призывающие их сбавить ход и принять досмотровую команду.
Конечно для браконьеров на корабле, доверху наполненном рыбой, такая встреча не сулила ничего хорошего, потому капитан приказал погасить огни и набрать ход. Сигнальные огни лампы Морзе они либо в тот момент уже не видели, либо среди браконьеров не было людей, знающих "морзянку". Телеграфа на борту, разумеется не было так же.
Получается, что с борта гибнущего "Титаника" видели не "Калифорниэн", на который позже повесили все шишки, а "Самсон".
Но капитан Стэнли Лорд, которому это событие разрушило карьеру и судьбу, об этом уже не узнал, так как скончался всего за год до признания Наэсса, в возрасте 84 лет.
Читайте также: Что стало с "братом-близнецом" «Титаника»
Если понравилась история и осилили ее до конца, ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал. Впереди будет еще много нового и интересного.