Найти в Дзене
Записки Царскосёла

ШАПЕЛЬ. Прибежище для Спасителя: Реr me ad Patrem

Оглавление

В Александровском парке, рядом с Большим Капризом у Шапельного пруда, над деревьями возвышается башня "заброшенной" старинной готической базилики - ШАПЕЛИ (французский chapelle — капелла, часовня)

Прежде, чем прогуляться по столь романтичному месту, создающему иллюзию средневекового поселения, расскажу-ка я вам интересную быль! Хотите верьте, а хотите нет...

Жил-был немецкий скульптор

-2

С некоторых пор к нему во сне стал приходить Иисус Христос. Это продолжалось чуть ли не 8 лет. Мысль об Иисусе не покидала его уже ни днём, ни ночью. Ваятель было уже подумал, что с ним заигрывают потусторонние силы. Не в силах больше это терпеть, Даннекер высек из цельного куска белого мрамора статую СПАСИТЕЛЯ. Чтобы удостоверится, что это не искушение, он поинтересовался у мальчика, кого он видит перед собой? "Это Спаситель!" — ответил ребенок. Если даже дети поняли его замысел, значит он сделал всё верно! Так было или нет, судить не мне, но именно эту скульптуру Христа купила вдовствующая императрица Мария Фёдоровна (жена Павла I) и подарила её своему сыну, императору Александру I. Статую изначально установили в Александровском дворце, но задумались о специальном для неё месте.

Здесь в нашей истории на передний план выходит знаменитый шотландский архитектор Адам МЕНЕЛАС (1753-1831), приглашённый в Россию ещё Чарльзом Камероном и долгое время бывший учеником архитектора Львова Николай Александровича. Шапель - это его детище!

Для придания совершенно романтического настроя при осмотре Шапели, я "пригласила" немецкого композитора и органиста

-3

ШАПЕЛЬ пред нами! Как всегда - обойдём и всё внимательно рассмотрим. Прошу за мной!

Для размещения мраморного изваяния Христа-Спасителя, Адам Менелас воздвиг часовню о двух башнях "заброшенную и разрушенную" временем. Все работы были завершены в 1828 году. Над "развалинами" одной башни возвышается испещрённая трещинами вторая башня в готическом стиле.

-5

На шпиле башни красуется флюгер в виде Петуха, как аллегория трижды отрекающегося от Спасителя апостола Петра. Флюгер виден ооочень далеко! Сколько помню, раньше мы всё время ходили загорать и купаться на рядом расположенный пруд, говоря при этом: "Мы на Петушок!"

-6

Каждый угол шатровой кровли Шапели украшают копьевидные башенки (пинакли), между которыми установили часы, как аллегория неумолимости и скоротечности времени. Часы во время оккупации были утрачены, это фото уже после реставрации.

-7

Обе башни Шапели соединены между собой аркой с довольно сложным кирпичным сводом. В арке сейчас выставлен оригинальный, израненный войной флюгер-петушок. Мы его скоро увидим!

-8

Первая башня "разрушена" только до 2-го яруса. В стене, соседствующей с аркой, выполнено окно, позволяющее наблюдать средневековые готические виды.

-9

А вот и вид в это самое арочное окно. Лично мне всегда кажется, что сейчас в арку въедут средневековые рыцари и начнётся какой нибудь рыцарский турнир за поцелуй дамы. Да хоть бы и мой! А хорошо бы!

-10

А это вид на предел арочного прохода между башнями, в котором сейчас и стоит оригинальный медный флюгер со шпиля башни "старинной базилики". Он весь изранен пулями, и совсем потерял хвост. Сейчас установлен новый флюгер ( точная копия), в который поместили послание нашим потомкам

Оригинальный флюгер-петушок, "израненный" фашиствующей нечистью
Оригинальный флюгер-петушок, "израненный" фашиствующей нечистью
-12

А вот и я, Мэри М, поджидаю вас на узкой каменной лестнице, которая установлена вдоль стены "разрушенной" башни. Лестница ведёт на открытую террасу, находящуюся как раз над арочным проходом.

-13

А вот так выглядела лестница все послевоенные годы, пока в сентябре 2018 года Шапель не открылась после реставрации. За это огромнейшая благодарность директору ГМЗ "Царское Село" Таратыновой Ольге Владиславовне

-14

Лестница привела нас на смотровую площадку, с которой открываются очень живописные виды на Александровский парк. Дорожка, на которую указывает стрелка, приведёт нас к Арсеналу, ещё одному творению Менеласа, выполненному по желанию императора Николая I

👆 Это "вид снизу" на то место смотровой площадки, с которой мы смотрели в сторону Арсенала

-16

Проходим чуть дальше по смотровой площадке и смотрим левее - перед нами не менее романтичный вид! Летом "Белыми ночами" гулять здесь одно удовольствие!

-17

👆 Это опять "вид снизу" на руины колонн и ложный вход в Шапель. Там только дверь, за которой кирпичная стена. А сейчас ещё "заглянем" на это место из-за правой арки

Вид из-за арок на "внутренний двор" Шапели
Вид из-за арок на "внутренний двор" Шапели
-19

Со смотровой площадки мы входим в само помещение часовни, которое и было призвано хранить мраморное изваяние Спасителя.

-20

ИИСУС ХРИСТОС стоял на красном гранитном пьедестале лицом к окну, выходящему на север. По воспоминаниям заставших Спасителя здесь, казалось, что он смотрит прямо в глаза пришедшему к нему и своим немым взором вторит паломнику «Реr me ad Patrem» Помните, как сказано в Евангелие от Иоанна гл.14.6?

"Никто не приходит к Отцу, как только через Меня"

-21

Свод потолка Шапели сохранил подлинную лепку и по замыслу "сияет золотом". Роспись стен содержит также уцелевшие три ложных готических окна. Работы по росписи стен выполнены художником Яковом Алексеевичем ДАДОНОВЫМ. Настоящее окно одно, через которое и лился свет на СПАСИТЕЛЯ. Ранее в окне были установлены витражи на библейские темы. В углах под сводом потолка были установлены ангелы, читающие Евангелие. Ангелы утеряны при оккупации Пушкина, во время которой немцы устроили здесь наблюдательный пункт.

-22

Единственное окно дающее свет в часовню. Все остальные окна ложные. А витражей всё же не хватает!

-23

Сейчас скульптура Спасителя, к сожалению, находится не у нас в Шапели, а в Эрмитаже. На его место после реставрации было принято решение установить статую МАДОННЫ на ОБЛАКЕ в память Адини (Александры Николаевны), любимой дочери Николая I, которая скончалась при родах в 1844 году. Ранее эта скульптура стояла в безвозвратно утраченной ныне "Малой Шапели". Её видно на чёрно-белом фото сверху

-24

Статую из белого мрамора по посмертной маске Адини, изваял итальянский скульптор, родившийся и умерший в Петербурге, работавший в Исакиевском соборе, Джованни (Иван) Петрович ВИТАЛИ (1794 — 1855)

... стоящая на облаке
... стоящая на облаке

Ставьте👍лайки или дизлайки👎, пишите комментарии📝! Главное движуха!

А на сегодня всё-ё! До новых встреч! 😉

"Развалины" старой часовни исследовала МэриМ