В Санкт-Петербурге завершилась работа V Международного арктического форума.
Справочно:
- РФ принадлежит третья часть мировой арктической зоны;
- в Арктике живет 2,4 млн россиян;
- по данным Министерства природы, в регионе находится 258 млрд тонн углеводородного топлива. При этом 90 % шельфа и 53 % суши еще не исследованы;
- завоз продуктов, топлива и различных материалов для городов Арктики обходится бюджету РФ в 1 трлн руб в год;
- по Северному морскому пути сейчас перевозят грузы 3–4 месяца в году.
На Арктическом форуме обсуждалась возможность экономического сотрудничества со скандинавскими странами и решение экологических проблем региона: глобальное потепление, загрязнение мусором, в том числе радиоактивным.
Перед российским правительством стоит задача улучшения качества жизни людей в регионе. Нарушения экологического баланса в Арктике чаще всего имеют необратимый характер. Это нужно учитывать при освоении территорий и развитии инфраструктуры.
В силу климатических особенностей региона строительство в нем может вестись только по самым современным и эффективным энергосберегающим технологиям. Сейчас поселки коренных жителей в Арктике не имеют даже магистральной подачи газа, есть перебои с электроснабжением.
По словам и. д. Института арктических технологий МФТИ Ю. Васильева, его специалисты ведут совместные проекты по внедрению технологий интеллектуальной распределенной энергетики (ветряная, солнечная энергия). Чтобы успешно реализоваться в Арктике, проекты должны отвечать высоким требованиям по надежности, экономичности и качеству.
Президент РФ поручил правительству разработать систему льгот по налогообложению для российских компаний, готовых инвестировать в разработку ресурсов Заполярья.
В то же время рассматривается возможность освоения Арктики как туристического региона. Глава Ростуризма Зарина Догузова сообщила корреспонденту ТАСС, что ведомство будет готовить программу развития арктического туризма.
Предварительно речь идет о сотрудничестве с крупными туроператорами, экспертами, бизнесом, готовым инвестировать в создание туристической инфраструктуры. О разработке уникальных маршрутов, в том числе межрегиональных.
В Арктике можно увидеть уникальные природные явления, особенную флору и фауну, но, по мнению З. Догузовой, этот вид туризма будет дорогостоящим и, соответственно, в определенной степени эксклюзивным.