Найти в Дзене
ОНИ

Первый в мире морской торпедоносец царской России

Разработка первого в мире морского торпедоносца в 1915 году принадлежит российским инженерам М.М. Шишмарёву, И.И. Голенищеву-Кутузову и Д.П. Григоровичу.

Их изобретение — «Гидроаэроплан специального назначения» (ГАСН), было способно сбросить крупную торпеду на корабль противника. Самолёт с размахом крыла в 28 м и длиной около 15 м, оснащался двумя поршневыми двигателями Renault 8 Gd, общей мощностью в 440 л.с.

-2

Для взлета и посадки использовалась водная поверхность. «ГАСН» был способен к непрерывному семичасовому полёту на скорости до 120 км/ч. Он оснащался двумя пулемётными установками и большой торпедой, закреплённой под фюзеляжем (вместо неё могло находиться до полутонны бомбовой нагрузки).

-3

Российское морское ведомство создало заказ на изготовление сразу десяти самолётов, который вскоре, вследствие революции был отменён. Испытания единственного построенного гидроаэроплана провёл летчик А.Е. Грузинов в 1917 году.

При удовлетворительном поведении самолёта на водной поверхности, в воздухе наблюдались проблемы с управляемостью. Осенью того же года самолёт получил повреждение шасси, после чего поднялся в воздух лишь спустя три года, когда повреждённые части были заменены.

-4

Но и этот полёт прошёл не без проблем. Из-за аварийной остановки двигателя во время полёта, самолет совершил посадку в море, получив множество повреждений. «ГАСН» вновь был отправлен на ремонт, по итогам которого проект был окончательно закрыт.

Параллельно с российским самолётом, аналогичные проекты реализовывались в Англии и Италии. Английский инженер Харрис Бут создал гидроаэроплан, способный сбросить 357-килограммовую торпеду, однако его детище в воздух ни разу так и не поднялось. Итальянский капитан Гуидони разработал аналогичный самолёт, которому удалось сбросить массогабаритный макет 375-килограммовой торпеды.