Найти тему
Самарская Газета

Своими глазами. Самарский театр оперы и балета

Продолжаем рассказывать о закулисье городских театров. На этот раз заглянули по ту сторону занавеса Самарского театра оперы и балета.

В 1931 году оперой Мусоргского «Борис Годунов» открылся Средневолжский краевой театр оперы и балета. Два первых сезона артисты выступали в помещении театра драмы. В 1933 году была основана балетная труппа театра, а в 1938 году театр оперы и балета разместился в центральной части здания на современной площади Куйбышева. В левом крыле некоторое время находилась областная библиотека, в правом — спортивная школа и художественный музей. С 2006 по 2010 годы здание театра реконструировали. Оперный занял полностью все помещения. Sgpress.ru своими глазами изучил театр. Нашим экскурсоводом стала режиссер хора театра оперы и балета Марина Монастырская.

Заходим в театр и оказываемся в большом холле. По бокам фойе — лестницы, которые ведут на нижний этаж. Там расположены гардероб и туалетные комнаты.

opera-samara.net
opera-samara.net

Поднимаемся обратно и проходим в зрительный зал на 1100 мест. Он состоит из нескольких ярусов: партер, амфитеатр, бельэтаж, балкон первого и второго ярусов. Под каждым сидением установлена маленькая решетка – это вентиляция.

-3

Зал выполнен в золотом и терракотовом цвете – классических театральных оттенках. Лепнина и выступы необходимы для оперной акустики. По словам Монастырской, даже если артист говорит на сцене вполголоса, его можно услышать в любой точке зала.

-4
-5

За креслами в партере расположена комната художника по свету.

-6

Перед сценой – оркестровая яма. Она рассчитана на 100-120 человек.

-7

Поднимаемся на сцену. На ней – сценический линолеум. Во время балетных спектаклей стелят амортизирующий балетный пол – специальное пружинящее напольное покрытие для танцоров. Само сценическое пространство делится на пять плунжеров. Это механизированные движущиеся сегменты. Они могут подниматься на высоту от трех до шести метров. Например, как в операх «Снегурочка» или «Евгений Онегин».

opera-samara.net
opera-samara.net

Во время нашего визита на сцене стояли колонны – декорации к опере «Флория Тоска». Это колонны католического храма, в котором происходит первое действие спектакля.

-9
-10

Заканчивается сцена задником – тканью, ограничивающей пространство сцены. Для каждого спектакля свой задник. На огромном полотнище художники сначала наносят контуры рисунка, после чего расписывают его красками вручную.

По бокам сцены – три плана кулис. В них ожидают выхода артисты. Здесь же — техническое оборудование и осветительная аппаратура.

-11

Например, есть экраны, на которых виден дирижер. Это нужно для спектаклей с закулисным пением. Артисты видят таким образом всю аппликатуру дирижера.

Здесь же за компьютером сидит «машинист» сцены, который регулирует ее по высоте.

-12
-13

За основной сценой находится арьерсцена. Это задняя часть сцены, служащая резервным помещением для хранения декораций.

-14
-15
-16

Для перевозки крупных декораций в театре есть грузовой лифт. Именно на нем во время экскурсии мы собирались подняться на верхние этажи театра. Однако оказалось, что 15 человек лифт не выдерживает: мы застряли.

Весь реквизит изготавливают в специальных помещениях театра. Есть столярный цех и мастерская, где пишут настоящие картины. Например, для «Флории Тоски» была выполнена репродукция в натуральную величину исходника.

opera-samara.net
opera-samara.net

В швейном, шляпном и обувном цехах артистов полностью «одевают». Все костюмы создают индивидуально по меркам каждого артиста. Для крупных постановок часть нарядов заказывают в Санкт-Петербурге. Например, для «Бориса Годунова» изготовили около 300 костюмов.

www.opera-samara.net
www.opera-samara.net
opera-samara.net
opera-samara.net

Также в театре есть своя химчистка. Даже после стирки артисты надевают костюмы на хлопчатобумажную нижнюю рубашку. Исключение составляют артисты балета.

Проходим в гримерные комнаты. Именно там работают гримеры-постижеры, которые могут сделать не только портретный грим для исторического персонажа, но и превратить человека в животное. По словам Монастырской, по сравнению с другими театрами в оперном артисты носят преувеличенно яркий макияж. Это нужно для того, чтобы зритель увидел мимику артиста даже с дальних рядов.

-20
-21
-22
-23
-24

В отдельном помещении хранятся парики. Их изготавливают персонально под конкретного человека.

-25
-26

Перед каждым спектаклем парик стирают и расчесывают специальным гребнем. Чтобы завить кудри, используются старые щипцы. Раньше их ставили на газ или электроплиту, а потом подвивали локоны. Похожими щипцами пользовались и несколько веков назад цирюльники, завивая усы.

-27
-28

На третьем этаже театра находится буфет. Далее – колонный зал, где стоит рояль чешской фирмы «Petrof». На нем иногда играют музыканты во время антракта.

-29
-30
-31

В правом крыле здания театра расположилась малая сцена. Зрительный зал рассчитан на 160-180 мест.

-32