Продолжаем рассказывать о закулисье городских театров. На этот раз заглянули по ту сторону занавеса Самарского театра оперы и балета.
В 1931 году оперой Мусоргского «Борис Годунов» открылся Средневолжский краевой театр оперы и балета. Два первых сезона артисты выступали в помещении театра драмы. В 1933 году была основана балетная труппа театра, а в 1938 году театр оперы и балета разместился в центральной части здания на современной площади Куйбышева. В левом крыле некоторое время находилась областная библиотека, в правом — спортивная школа и художественный музей. С 2006 по 2010 годы здание театра реконструировали. Оперный занял полностью все помещения. Sgpress.ru своими глазами изучил театр. Нашим экскурсоводом стала режиссер хора театра оперы и балета Марина Монастырская.
Заходим в театр и оказываемся в большом холле. По бокам фойе — лестницы, которые ведут на нижний этаж. Там расположены гардероб и туалетные комнаты.
Поднимаемся обратно и проходим в зрительный зал на 1100 мест. Он состоит из нескольких ярусов: партер, амфитеатр, бельэтаж, балкон первого и второго ярусов. Под каждым сидением установлена маленькая решетка – это вентиляция.
Зал выполнен в золотом и терракотовом цвете – классических театральных оттенках. Лепнина и выступы необходимы для оперной акустики. По словам Монастырской, даже если артист говорит на сцене вполголоса, его можно услышать в любой точке зала.
За креслами в партере расположена комната художника по свету.
Перед сценой – оркестровая яма. Она рассчитана на 100-120 человек.
Поднимаемся на сцену. На ней – сценический линолеум. Во время балетных спектаклей стелят амортизирующий балетный пол – специальное пружинящее напольное покрытие для танцоров. Само сценическое пространство делится на пять плунжеров. Это механизированные движущиеся сегменты. Они могут подниматься на высоту от трех до шести метров. Например, как в операх «Снегурочка» или «Евгений Онегин».
Во время нашего визита на сцене стояли колонны – декорации к опере «Флория Тоска». Это колонны католического храма, в котором происходит первое действие спектакля.
Заканчивается сцена задником – тканью, ограничивающей пространство сцены. Для каждого спектакля свой задник. На огромном полотнище художники сначала наносят контуры рисунка, после чего расписывают его красками вручную.
По бокам сцены – три плана кулис. В них ожидают выхода артисты. Здесь же — техническое оборудование и осветительная аппаратура.
Например, есть экраны, на которых виден дирижер. Это нужно для спектаклей с закулисным пением. Артисты видят таким образом всю аппликатуру дирижера.
Здесь же за компьютером сидит «машинист» сцены, который регулирует ее по высоте.
За основной сценой находится арьерсцена. Это задняя часть сцены, служащая резервным помещением для хранения декораций.
Для перевозки крупных декораций в театре есть грузовой лифт. Именно на нем во время экскурсии мы собирались подняться на верхние этажи театра. Однако оказалось, что 15 человек лифт не выдерживает: мы застряли.
Весь реквизит изготавливают в специальных помещениях театра. Есть столярный цех и мастерская, где пишут настоящие картины. Например, для «Флории Тоски» была выполнена репродукция в натуральную величину исходника.
В швейном, шляпном и обувном цехах артистов полностью «одевают». Все костюмы создают индивидуально по меркам каждого артиста. Для крупных постановок часть нарядов заказывают в Санкт-Петербурге. Например, для «Бориса Годунова» изготовили около 300 костюмов.
Также в театре есть своя химчистка. Даже после стирки артисты надевают костюмы на хлопчатобумажную нижнюю рубашку. Исключение составляют артисты балета.
Проходим в гримерные комнаты. Именно там работают гримеры-постижеры, которые могут сделать не только портретный грим для исторического персонажа, но и превратить человека в животное. По словам Монастырской, по сравнению с другими театрами в оперном артисты носят преувеличенно яркий макияж. Это нужно для того, чтобы зритель увидел мимику артиста даже с дальних рядов.
В отдельном помещении хранятся парики. Их изготавливают персонально под конкретного человека.
Перед каждым спектаклем парик стирают и расчесывают специальным гребнем. Чтобы завить кудри, используются старые щипцы. Раньше их ставили на газ или электроплиту, а потом подвивали локоны. Похожими щипцами пользовались и несколько веков назад цирюльники, завивая усы.
На третьем этаже театра находится буфет. Далее – колонный зал, где стоит рояль чешской фирмы «Petrof». На нем иногда играют музыканты во время антракта.
В правом крыле здания театра расположилась малая сцена. Зрительный зал рассчитан на 160-180 мест.