Ранее мы рассказали о том, как развивается история попыток спасения объекта культурного наследия регионального значения «Мужская Гимназия Сильникова начала XX века», и какую роль в этих событиях играет украинский «Санаторий им. Н.А. Семашко» («История одного памятника – история международного паразитизма»). В той статье мы упоминали, что отдельные сюжеты этой разветвленной истории имеют международный размах и весьма мудреную подоплеку. Пока на местном и региональном уровне идут бои за право обладания полуразрушенным зданием Гимназии, и другими объектами недвижимости, между Россией и Украиной развернулись баталии вполне себе государственного размаха. Однако, думается автору, это все звенья одной цепи.
В далеком 1994 году российская нефтяная компания ПАО «Татнефть» вошла в капитал совместного предприятия «Укртатнафта» наряду с украинским «Нафтагазом» и структурами группы «Приват». Доля татарской компании составляла свыше 50%, однако после ряда процессов в украинских судах ПАО «Татнефть» лишилась своих активов. «Обнуление» доли российских нефтяников произошло именно в пользу группы компаний «Приват», которую контролирует Игорь Коломойский.
Руководство «Татнефти» в 2008 году обратилось по этому поводу в международный коммерческий арбитражный суд в Париже. Татарские нефтяники настаивали на том, что действия украинской стороны грубо нарушили соглашения о защите инвестиций и требовали взыскать с бывших партнеров компенсацию в размере 112 миллионов долларов и проценты по ставке для трехмесячных депозитов в долларах США по ставке LIBOR плюс 3%.
В 2014 году, наконец, было вынесено решение в пользу российской компании, которое в дальнейшем Украина безуспешно пыталась опротестовать. Долг не выплачен по сегодняшний день, несмотря на то, что решение международного АС в Париже поддержал и аналогичный суд в Лондоне. Добиваться исполнения судебного решения пришлось в Московском арбитражном суде, куда ПАО «Татнефть» были представлены доказательства о наличии у Украины недвижимой собственности на территории России, средства от продажи которой могли бы пойти в уплату долга. Однако здания, о которых шла речь, защищены дипломатическим иммунитетом, а потому не подлежат изъятию. Поскольку иная недвижимость, принадлежащая Украине, находится на территории Ставропольского края, это скандальное дело получило развитие именно в Ставропольском арбитраже. В качестве третьего лица было привлечено и ГЛПУ «Санаторий им. Н.А. Семашко», корпуса которого, находящиеся в оперативном управлении здравницы, принадлежат Украине. После продолжительных судебных баталий сторон 28 февраля 2019 года судом было принято решение удовлетворить требования ПАО «Татнефть», а именно «признать и привести в исполнение Арбитражное решение, вынесенное 29.07.2014 международным коммерческим арбитражем ad hoc». Исполнительный лист с копией судебного акта постановлено направить главному судебному приставу Российской Федерации.
Подразумевается, что в случае невыплаты долга, в рамках исполнительного производства по делу, приставы могут запустить механизм взыскания путем отчуждения недвижимого имущества Украины, находящегося на территории Ставропольского края – зданий «Санатория им. Н.А. Семашко» в Кисловодске и его филиала санатория «Украина» в Ессентуках.
Однако, как стало известно 12 апреля, Минюст Украины и ГЛПУ «Санаторий им. Н.А. Семашко» направили в суд кассационную жалобу. Ответчики настаивают на том, что здания здравницы, входящей в систему здравоохранения Украины, не подлежат изъятию.
Впрочем, и без того процессуально это решение исполнить весьма сложно, поскольку подобного прецедента в российской практике не было, а соответственно нет и алгоритма исполнения.
Между тем, пока решается судьба здравницы, ее услуги активно продвигаются на туристическом рынке. Например, санаторий был представлен на Международной туристической выставке MITT, прошедшей в Москве в середине марта, на Международном форуме и выставке «Туризм и Путешествия» в Баку в начале апреля. Активно идет продажа путевок.
А ведь и у самого санатория дела продвигаются из рук вон плохо. Астрономические долги учреждения перед ресурсоснабжающими, поставляющими иные услуги оганизациями, сотрудниками, налоговой службой в его и без того сомнительном положении невольно заставляют задуматься, а не приедут ли купившие путевки отдыхающие под замкнутые двери пустующего санатория? К слову, несколько лет назад уже случалась такая история. В мае 2014 года издание «Аргументы и Факты» опубликовало статью «Отголоски Майдана. Украина продает свой санаторий-банкрот в Кисловодске», рассказывающую о многомиллионных долгах здравницы и о том, как в один прекрасный день сотрудники перестали получать зарплату, а потом и вовсе были уведомлены о том, что Украина решила продать убыточное предприятие. Видимо, не нашлось желающих приобретать санаторий с таким «хвостом» из непостижимых задолженностей, или иные события этому помешали, но здравница продолжила свое существование до сегодняшнего дня.
Однако в той же статье был возмутительный эпизод о том, как отдыхающий из Николаевки (Украина) приехал с супругой в «Санаторий им. Н.А. Семашко» по путевке, и оказался перед запертыми на большой навесной замок дверями. На стук не отреагировал даже сторож, и паре пришлось искать для отдыха другое пристанище.
Судя по поступающим сведениям, сегодняшняя ситуация близка к повторению, ведь долги санатория не уменьшились, а некоторые наоборот возросли, а здравница отключена от электроснабжения, водоснабжения, лишена поставки минеральной воды для процедур. Сотрудники, кроме охраны, отпущены в отпуск.
И если вопрос об изъятии зданий санатория в уплату долга перед «Татнефтью» может и не решится к ближайшему курортному сезону, то возможность функционирования здравницы в условиях отсутствия ресурсов вызывает большие сомнения.
В этой связи становятся понятны судорожные попытки «Санатория им. Семашко», вернуть в свое владение давно отчужденные объекты недвижимости. Не они нужны здравнице и государству-собственнику. Вероятно, эта недвижимость – лишь возможность откупиться от образовавшихся задолженностей, сохранив в своей собственности здравницу, которая в перспективе все еще могла бы быть доходной, тогда как от прочих зданий Украине особого проку нет. Напомним, мы уже писали ранее, что в одном из судебных заседаний представители санатория открыто заявляли о намерении расплатиться с долгами недвижимостью, которую они пытаются отсудить.
Подведем итог. Украина должна баснословную сумму российской нефтяной компании, из-за чего может в рамках исполнительного производства лишиться своей недвижимости в Ставропольском крае. Эта недвижимость находится в оперативном управлении ГЛПУ «Санаторий им. Н.А. Семашко», который в свое время часть своих владений потерял так же в связи с долгами. И сегодня санаторий, который может стать разменной монетой в ошибках своего государства-собственника, сам наделал несчетное количество долгов, что может стать причиной его полного банкротства. И единственный шанс «выплыть», это «отжать» свою давно утраченную собственность, причем в ущерб Кисловодску и его историческим ценностям. И это Украина, видимо, считает своим священным долгом.
Впрочем, давно известно, что понятие «долг» не чуждо Незалежной во многих сферах, только это совсем не тот долг, о котором можно говорить с гордостью.