Найти тему
Банки.ру

Назад в коммунизм? Частная собственность больше не нужна

-2

Экономика совместного пользования — sharing economy — известна почти каждому благодаря двум мегапроектам: квазитакси Uber и сервису краткосрочного съема жилья Airbnb. Однако возможности, которые дает шеринг, почти безграничны.

В ближайшие 15 лет объем трансакций по основным направлениям sharing economy — транспортным, жилищным и финансовым — вырастет более чем в 20 раз и составит 570 млрд евро, прогнозируют в PricewaterhouseCoopers.

В РФ очень интенсивно развивается каршеринг, бизнес-решения для России создаются уже с учетом ошибок западных конкурентов. Все активнее развиваются другие виды транспортного шеринга: велошеринг, самокатошеринг и байк-шеринг. В мире уже есть примеры шеринга коммерческого транспорта — водного, железнодорожных вагонов, строительной техники.

Совместное пользование становится все более популярным в сегменте лакшери. Существуют проекты по обмену яхтами — SmartBoating, частными самолетами — JetSmarter. На противоположной шкале потребления — стартапы, которые позволяют, например, занять у соседа дрель. Стартап Stasher превращает магазины и отели в камеры хранения для багажа путешественников, когда они уже выписались из отеля или еще ждут чек-ин. Есть даже шеринг еды: приложение Too Good To Go объединяет рестораны и кафе, которые дают хорошую скидку на еду, не распроданную в течение дня.

Шеринговая экономика уже начала менять нашу жизнь. В США в семьях, использующих каршеринг, сокращается число автомобилей в собственности — в среднем с 0,55 до 0,29 автомобиля на одно домохозяйство. А эксперты McKinsey & Company полагают, что различные онлайн-платформы, предлагающие товары и услуги по обмену, смогут в будущем дать работу 540 млн человек.

Но есть у экономики совместного потребления и серьезные ограничения. Например, снижение налоговых поступлений или же сложности с регулированием. Как наказывать недобросовестных пользователей или владельцев? Как решаются вопросы безопасности клиентов при пользовании такого рода услугами?

Ну а главный барьер для успешного развития шеринговой экономики в будущем — в нашей голове. Человеку свойственно небрежно относиться к «общим» вещам. Особенно ярко это проявляется в каршеринге: клиента не очень беспокоит, где и в каком состоянии он бросил машину, какой бензин залил в самом конце своей поездки. Яркий пример — просуществовавший лишь несколько недель китайский стартап по поминутной аренде зонтиков Sharing E Umbrella. За первые недели было похищено 300 тыс. зонтиков из 11 городов страны, и на этом проект был закрыт.

Милена Бахвалова

-3