Проект «Дети и наука» по средам: завела правило разговаривать с подписчиками группы раз в неделю, как раз посередине. Неделя в разгаре, есть время почитать и подумать, написать нам ответы в комментариях. Поговорим?
Сегодня любимая тема: что срочно нужно подправить в нашем образовании. Камешек в эту корзинку не кидал только ленивый. Если просуммировать, то все не так: вырубить на корню и сделать новое. Подход слишком радикальный: помним, что бог в деталях, дьявол в крайностях.
Система образования как-то работает, генерирует выпускников, выстроенных, как водится, в аккуратную гауссиану — отличников-медалистов немного, двоечников тоже не очень. «Среднячков» — больше всех, и они вполне способны к продуктивной работе на рынке труда.
Не надо рубить на корню, но что-то можно аккуратно подправить. Лучше начать с главного, что мешает жить. Предлагаю выбрать топ-3 возможных вариантов.
В моем личном рейтинге номер 1: нужно системно изменить отношение к оценке ошибок. Своих и чужих.
Наследие и беда нашей системы образования: жесткая система оценок, «с ногами залезающая» в границы личности ученика. Это узурпация системой образования и учителем права на «быть правым», на развешивание ярлыков: правильно / неправильно, как истины в последней инстанции.
Почему это плохо?
Система оценивания, ее критерии, условия, по определению выходят за пределы компетенции ученика. Она находится вне пределов его понимания и возможностей оценки, она записана где-то на сакральных скрижалях, где есть неведомые стандарты, ФГОСы, правила сверки с утверждениями учебников, неведомых методических инструкций и других источников.
Между тобой стоит мнение самого учителя и его правила ранжирования по плоской шкале: «двойка-тройка-четверка-пятерка». И ты такой маленький, и этот указательный перст в тебя уперся, как приговор.
И поспорить нельзя -- не владеешь критерием оценки!
Зачастую в школе так выстроен процесс, что оценивается не качество работы, а ученик ЛИЧНО.
В исполнении многих учителей оценка работы или ответа перестает быть безличным рациональным анализом на соответствие формальной логике, фактам или информации из реального мира, она становится бесцеремонным вторжением на территорию личности.
ТЫ НЕ ПРАВ. ТЫ ОШИБАЕШЬСЯ. И росчерк красной ручкой — два, жирно, с нажимом и эмоциями. Ты — двоечник. Или наоборот, ты прав, хороший, отличник. Уффф, хорошо. Я хороший. Правильный. МарьИванна подтвердила. Вот и в тетрадке написано. Маме покажу.
Господи, как же это с детства в операционку встроено: боязнь оценки неизвестных окружающих, стремление попасть в стратус нужным названием.
Вот пишу этот текст, и думаю — нажму send, встанет на общее обозрение, и потом напишут мне: Вы! Написали! Глупость! Вы! Не! правы! Страшно. Очень.
В моей любимой книжке Юлии Гиппенрейтер «Общаться с детьми. Как?» есть раздел про разницы «Ты-сообщений» и «Я-сообщений». Сравним два высказывания:
- Ты ошибся, ты сделал очевидную ошибку, ты пропустил в слове «оловяный» одно н. Ты это еще в шестом классе должен был выучить!
Прислушались к эмоциям? боже-боже-боже, как я облажался! Непозволительно для человека, осмелившегося публично написать свою мысль в фейсбуке! все три подписчика шокированы, огорчены, уже зачислили меня в невежды навсегда (фейспалм).
- Я заметил, что в твоем тексте, во второй строке третьего абзаца, в слове «оловяный» пропущено одно н. По логике должно быть два. Исправишь?
- Конечно, спасибо что сказал. ВСЕ.
Что должно измениться?
1) Критерии оценки должны быть понятны обоим — и учителю, и ученику. Ученику нужно научиться оценивать себя, учитывать оценки других как обратную связь для улучшения.
При этом самая лучший вариант оценки -- на основе сверки с фактами реального мира, правилами формальной логики, с данными / информацией из нескольких источников.
2) Оценка всегда про работу, а не про человека лично. Всегда в рациональном поле, не в эмоциональном.
3) Дети должны учиться, что оценка — это не не приговор навсегда, а обратная связь по одной работе, одному этапу. Сделал, оценил, понял что не так, поправил, переделал, оценил и т.д.
Мы живые, мы развиваемся, мы что-то делаем, предъявляем результат себе и миру, получаем разные оценки, делаем свои выводы и следующий шаг. Так мы становимся лучше.
Понятно, что изменения в системе оценок, даже будучи принятыми в школе, не переделают все общество сразу. Дети всегда будут получать слишком личные, негативные эмоциональные оценки. С этим их тоже нужно учить работать: послушали, мысленно убрали эмоции, оценили рациональные доводы, поняли что исправить, и делаем следующий шаг.
Мне кажется, это небольшое изменение способно резко прибавить на выходе из школы адекватных, способных к дальнейшему обучения и развитию людей. А вы как думаете?
Проект ДиН:Классы: мы открываем набор в пятый семейный класс. Встреча и мастер-классы педагогов в это воскресенье, в 16 часов, Детская библиотека №6, ул. Макаренко 1/19.
Записывайтесь и приходите: http://classes.childrenscience.ru/mid