Священный символ, туристическая достопримечательность, маяк для посетителей и местных жителей: после пожара писатели размышляют о здании, которое было постоянным и постоянно меняющимся в жизни Парижа.
Ода уличного музыканта Нотр-Даму
Меня смущает мысль об этом сейчас, почти 30 лет спустя: я упираюсь в тень Нотр-Дама, гитарный чемоданчик, открытый для пожертвований, когда я исполнил песни Боба Дилана и Нила Янга. Я был ужасен, еще один участник особого вида шумового загрязнения, которое ухудшило качество жизни в европейских центрах городов, по крайней мере, после выхода «Исхода» Боба Марли. Но тогда вы могли бы заработать много денег в Париже, если бы пели с добросовестным американским акцентом. Так вот, что я делал ночь за ночью, садясь на краю задыхающегося туристами парвиса собора и превращая репертуар из восьми песен из сборника песен Либерального художественного колледжа в немалый поток доходов.
Если вы были новичком в Париже, как и я, Нотр-Дам именно там, где вы оказались. Это был путеводный дом, известный центр, из которого представление о городе пробиралось не очень хорошо. Действительно, он был центром центра, поднимаясь в своей дерзкой необъятности из скалы Иль-де-ла-Сите, исторического ядра Парижа, и создавая свою гравитацию через районы с силой, которую никакая другая структура - даже Эйфелева башня - не смогла бы вызвать. Действительно, куда еще я собирался пойти?
Предполагалось, что резчики по камню поставили перед собой задачу создать сотни фигур, украшающих порталы собора, нанимающих пьяниц и бродяг, чтобы они выступали в качестве моделей. «Таким образом, - замечает Люк Санте в« Другой Париж », - физический след сброда сохраняется в самом старом, самом высоком, самом освященном памятнике города». Я утешаюсь этим понятием, немного морщась, когда Я вспоминаю громкие сеансы питья на набережной, обычно с музыкантами, также лишенными таланта, в которые обычно спускался мой ночной балладинг. Я видел сброд, а сброд был нами.
В конце концов я перестал ходить по улицам перед Нотр-Дамом и начал искать неприятности в других частях Парижа. Остров Ситэ стал, на мой взгляд, странно знакомым, проходящим кварталом, который я бы пересек, путешествуя из Левого берега в Правый берег или в тиски наоборот. Спеша по улице Сите, я взглянул на башни Готского дворца в Нотр-Дам, не задумываясь над весом духовных устремлений, сконцентрированных в этих камнях, которые кропотливо располагались друг над другом в течение более чем одного дня. столетие непрерывного строительства строителями, чьи имена никогда не были записаны, в свидетельстве благочестия и того, что историк Уильям Манчестер назвал «полным отсутствием эго у средневекового человека».
Если бы то же самое можно было сказать обо мне. Подобно бесчисленным парижским эмигрантам, я представлял себя антигероем своего собственного романтического повествования, великий собор служил просто живописным фоном. И, по правде говоря, я стал чем-то вроде сноба, когда дело дошло до кутежа под открытым небом в Париже, мои вкусы вскоре склонились к церковным площадям более интимных размеров: скажем, Сент-Сюльпис или Сент-Этьен-дю- Mont. Несмотря на все свое величие, Нотр-Дам был для новичков.
Возможно, так и есть, хотя в последний раз, когда я посещал Иль-де-ла-Сите, я не видел уличных музыкантов. В городе установлены плантаторы и барьеры, которые, кажется, предназначены для эффективного перемещения туристов по парвису и препятствуют тому бесцельному променаду, который заставлял франки летать в мой футляр для гитары все эти годы назад. Однако я заметил несколько сомнительно выглядящих двадцатилетних, которые проезжали мимо бутылки на Площади Франции, треугольном парке, который составляет задний двор собора. Зрелище было обнадеживающим: здесь навсегда останется злобная молодежь, и Нотр-Дам навсегда примет их, как постоянная, как гранитная гора. Забавно, как легко опровергнуть такую уверенность. Дэвид Маканинч
Лично, эффектно, всегда рядом
Казалось, он всегда был там, крепость, как собор, нависая над городом. Это было чудесное зрелище, доминирующее на его маленьком острове, напоминающее мне, когда я надумал думать об этом, о парижской сложности: туристическая привлекательность, священное здание, мультфильмы Виктора Гюго и Диснея.
Даже будучи туристами, мы с женой иногда обедали в воскресенье в маленьком ресторанчике с камином в поле зрения Нотр-Дам де Пари, Богоматери Парижа. Однажды вечером мы взяли батончик, проезжая мимо необычайных камней собора, его шпиль освещался и внушительно.
Раз или два мы ужинали в La Tour d'Argent, старинном и периодически превосходном ресторане, который славится своей пронумерованной уткой, но больше ценится своими столами, которые выходят на собор, освещенными, так как только Париж может осветить его памятники, зажигая чувство как личное, так и захватывающее.
Нотр-Дам всегда был фоном для приятной прогулки по набережной, чтобы купить наши коты с травами в цветочном магазине вдоль набережной. Но обычно в большом спешке, чтобы добраться куда-нибудь - на работу, на встречу - толпы людей, которые бродили вокруг Нотр-Дама, доставляли неудобства, и один редко смотрел на удивительные колокольни и шпиль.
И, конечно, я иногда заходил в Нотр-Дам, хотя и редко, проталкивая туристов, чтобы почувствовать сакральное и святое, увидеть великолепные розовые окна, оценить огромное пространство, рассмотреть то, во что некоторые верили. быть терновым венцом, который Иисус носил на кресте. И да, даже зажечь свечу, однажды, для моих мертвых родителей и сестры.
Когда мы жили в Париже, Нотр-Дам был фоном для некоторой необходимой ерунды повседневной жизни. Он находится напротив Префектуры полиции Парижа - по-своему навязчиво - куда мы регулярно ходили с кучей документов в руках, чтобы получить наши карты, которые позволяют нам, американцам, жить и работать в Париже. Опыт никогда не был приятным, точно, пытаясь быть идеальным для скучающих полицейских. Моя жена особенно хорошо разоружала их, обычно замечая фотографию домашнего животного, чтобы прокомментировать.
Но даже во время дождя вздымалось от светского взгляда увидеть собор, обещание другого Парижа, ближе к сердцу. СТИВЕН ЭРЛАНГЕР