Найти тему
ActivityEdu

В. Постников: Каждому ребенку можно найти книжку, которая ляжет на душу

Валентин Постников – детский писатель, сказочник, автор детских книг про Карандаша и Самоделкина – рассказал порталу ActivityEdu о том, можно ли привить ребенку любовь к чтению, как из юриста он стал писателем, и о том, что научные факты нужно преподносить детям в виде увлекательных историй. 

Сегодня дети стали меньше читать. Гаджеты, Интернет, мультики вытесняют книги из жизни ребенка. Как прививать культуру чтения детям: как-то заставлять или создавать нужную атмосферу в доме? 

Знаете, то, что дети стали меньше читать, причем во много раз – это сто процентов. Когда в моем детстве не было конкуренции между книгой и мобильным телефоном, планшетом, тогда ребенок, приходя из школы, делал уроки и, конечно, читал (по телевизору ничего интересного: там четыре программы всего). Я, например, очень много читал, мои друзья читали, у всех были хорошие библиотеки.

А что вы любили читать?

Я помню, когда я был во втором – третьем классе, больше всего любил Жюля Верна. Я прочитал очень много его книжек разных. Причем многие я перечитывал по второму, по третьему разу. Потом перешел на «Шерлока Холмса» Конан Дойля, потом на сочинения Дюма, Майн Рида. В общем, я читал все время очень много.  

А как привить любовь к чтению? Я долго пытался понять, в чем секрет. Очень часто мне говорили, что если папа с мамой читают, то и ребенок читает; если папа с мамой, придя с работы, смотрят в компьютер или телевизор, то ребенок ничего не читает. Это не совсем так. То есть, знаете, какого-то золотого правила не существует, к сожалению. Например, я знаю одного человека – писателя из Санкт-Петербурга, который, когда у него родился сын, просто пошел и в день рождения сына отнес на помойку компьютер и телевизор. Это правда. У него сын – ну просто гений, маленький гений! Ему заняться дома нечем (компьютера нет, телевизора нет), и он все время читает книжки. Все время он с книжкой, все время с энциклопедией.

Хороший рецепт! Только трудновыполнимый!

Конечно, родителям сложно отказаться в первую очередь самим от компьютера.

Вы знаете, ко мне время от времени приходят письма, в основном от мамочек в социальных сетях, что мой сын или моя дочка ничего не читали, увлечь их чтением невозможно было. Знаете, такие дети, которые совсем ничего не читают, вообще, категорически. И вдруг кто-то случайно нам посоветовал вашу книжку. Моя дочка неохотно, как и другие книжки, ее взяла, и вдруг произошло чудо, вдруг она стала читать!

-2

Просто они не то читали?

А я всегда хочу сказать родителям, что у каждого ребенка найдется та книжка, что ляжет ему на душу. Не то что я такой замечательный писатель. У другого ребенка – другой писатель, у третьего – третий писатель. Просто родители зачастую руки опускают. Дома полно книг, родители постоянно эти книжки детям предлагают читать. Дети пробуют, и у них не идет. Знаете, как говорят: не заходит книга. И родители думают: ну нет так нет. Но сто книг не зайдет, а сто первая зайдет, и ребенок ее прочитает взахлеб. Потом ему этот писатель понравится. Он прочитает вторую, третью, четвертую, все книжки этого писателя. После этого, когда книжки этого писателя закончатся, он перейдет на другого писателя. То есть он уже поймает этот кайф от чтения. Мне про мои книжки много раз так говорили, что читает, читает, читает ребенок, потом книжки Постникова заканчиваются, а читать ему уже понравилось, и он уже переходит на других писателей.

Сейчас дети стали читать меньше, но, с другой стороны, постоянно мне мамы рассказывают, что их дети читают мои книжки. Вот у меня на днях было выступление, ко мне подошли несколько ребят, ученики 3–4-го класса, которые сказали, что они все мои книжки перечитали. А я написал 30 книжек, то есть это говорит о том, что читающие дети по-прежнему есть. Я постоянно встречаю детей, которые очень много читают. Клянусь. Просто подходят ко мне и говорят: «Мы все ваши книжки перечитали. Мы ваши фанаты. Мы ваши поклонники».

Приятно то, что у наших отечественных книжных героев есть поклонники, а то иногда кажется, что все только про Гарри Поттера читают. Как вы считаете, это важно, чтобы был национальный герой, или детская культура – она универсальна?

Наша страна уникальная. Во всем мире идет огромная поддержка национальных героев. Вот в Финляндии с парома сходишь, там Муми-тролль встречает всех туристов. В Италии Пиноккио есть в любом магазине. В Чехии – Гурвинек повсюду.  В Америке – Микки-Маус, во Франции – Астерикс и Обеликс. Всюду, всюду со своими героями носятся, пропагандируют их, рекламируют. В нашей стране – ничего! Дети знают лучше американских героев – ну и на здоровье. Никому, к сожалению, до этого нет никакого дела. Ну представьте себе, чтобы американские дети лучше знали Карандаша и Самоделкина, Незнайку, поросенка Фунтика, чем своих героев. Такого ни в одной стране нет, чтобы не было национальной поддержки героев. Эти национальные герои воспитывают патриотизм с детства.

Как вам удается понять, что детям может понравиться? Мне кажется, что для взрослого это очень сложно.

Когда я стал писать (это было 25 лет назад), я просто представил себя на месте маленького читателя. Я вспомнил, чего я больше всего любил и не любил в книжках. Что я больше всего любил? Я любил, когда действие начинается сразу, с первой главы, с первой страницы. Сразу сюжет. Сразу прямая речь. Сразу действие. Сразу приключение. Вот такие книжки я любил. Поэтому я в своих книжках стараюсь, чтобы все события начинались даже не во второй главе, не в третьей главе, а в первой. Чтобы сразу ребенок окунулся в атмосферу книжки. 

-3

Ваши книги несут какую-то образовательную функцию или достаточно, чтобы они развлекали?

Я считаю, что книжки должны быть познавательными. Мне всегда было любопытно узнавать что-то новое и интересное. Я, когда пишу книжки, обкладываюсь энциклопедиями, научными изданиями. Вот одна из моих последних книжек называется «Карандаш и Самоделкин на острове динозавров». Про динозавров написано миллион книжек, миллион энциклопедий. Но мне хотелось просто и понятно написать про динозавров. И я, когда пишу, я сам для себя пытаюсь в этой теме разобраться. Какой был самый первый динозавр на Земле? Как он назывался? Где первые динозавры жили: в воде, на суше? Бегали, летали, прыгали? Я пытаюсь донести до детей интересную информацию, но самым простым, понятным языком. А какой динозавр был самый опасный? А какой динозавр был самый маленький? Наверняка был какой-то маленький, крошечный динозаврик. А какой был, наоборот, самый огромный, самый большой?

А идеи для сюжетов вам дети не подсказывают? 

Когда как. Бывает, и дети подсказывают. Мой сын Семен подсказал мне сюжет книжки «Шоколадный дедушка». Ему на день рождения подарили шоколадку. Жарко было, он весь обмазался этой шоколадкой с головы до ног и говорит: «Папа, смотри! Я шоколадный мальчик, ко мне все прилипает». Он взял какую-то машинку, и она к нему прилипла. Вот! Идеальный сюжет для сказки про шоколадного дедушку, который так любит сладкое, что ко всему прилипает. Даже по потолку ходит и по стенам.

Тексты проверяете на своих детях?

Нет, не проверяю. А вот мой папа Юрий Дружков – автор книжки «Приключения Карандаша и Самоделкина» – он проверял. Мне рассказывали, что он, когда написал первую книжку (она еще не вышла, она только у него в рукописи была), пришел к своей знакомой женщине, у которой была маленькая девочка лет пяти-шести. И он сказал: «А можно, я залезу в шкаф? Ты ей читай, чтобы она меня не видела, а я буду слушать». И он залез в шкаф. Девочка не знала, что писатель в шкафу сидит. И мама читала рукопись, а он с фонариком сидел в шкафу со своим экземпляром рукописи. И, где ребенок смеялся, он делал пометки. Где ребенок скучал, зевал, он тоже делал пометки, что здесь скучновато.

Как помочь ребенку найти свое призвание?

Вот иногда родители пробуют в разных областях своего ребенка, вдруг где-то выстрелит. Вот это, может, и правильно: и спорт, и музыка, и что-то еще…

-4

А вы своих детей водите на спорт, на музыку?

Я тоже попробовал. Увидел, что не нравится сыну айкидо. Он сходил так, через силу, а компьютером ему нравится заниматься, его не надо уговаривать. Дочка на рисование ходит, ее не надо заставлять, она сама вприпрыжку бежит, ей нравится рисовать. Когда человеку что-то нравится – вот это самое главное! Пускай ребенок не будет великим банкиром, но пускай он получает удовольствие от своей работы. Например, мне нравится быть писателем-сказочником. Это не самая прибыльная профессия. Но я на своем месте. Я доволен своей судьбой.

Но вы не сразу нашли себя. Сначала пошли в юридический.

Я абсолютно точно пошел не туда. Я не знал, что я хочу. Почему-то я хотел быть юристом и ловить преступников. Потом я понял, что это не мое. Вы знаете, я в какой-то момент просто почувствовал, что я хочу писать. Я же не хотел быть писателем абсолютно. И вдруг в какой-то момент я написал рассказ. Я помню очень хорошо. Я написал один маленький рассказик и прочитал его моему знакомому. Вдруг я увидел, что он смеется, просто хохочет над моим рассказом. Мне это так понравилось, что я стал другим людям читать. Другие тоже смеялись. И я почувствовал вот этот кайф, ощущение счастья, когда ты что-то написал, ты это кому-то читаешь, а людям это нравится. В любой профессии человек должен получать удовольствие от своей работы. Мне очень понравилась история, как во Франции один человек закончил какой-то очень престижный вуз и был менеджером высокого ранга, и получал огромные деньги. Но он был несчастлив. Ему не нравилось то, что он делал. Он в один момент все бросил и пошел работать учеником пекаря. И потом он открыл свою булочную, и эта булочная получила приз «Лучшая пекарня Франции». К нему выстраивается огромная очередь. Он говорит: «Я с таким удовольствием каждый день встаю в пять утра и выпекаю эти багеты. Я, конечно, зарабатываю не столько, как раньше, но я счастлив, я на своем месте, я получаю удовольствие. Это мое».

А вы как работаете: как пекарь, каждый день, или вдохновения ждете?

У меня получается писать только летом, когда дети на даче, потому что я, к сожалению, не могу писать, когда кто-то дома находится. Мне нужно полное погружение, потому что я в этот момент путешествую вместе со своими героями. Есть писатели, которые пишут в ванной, на коленках, на лавочке в парке. Сколько раз я видел, что сидят где-то в кафе, на компьютере что-то пишут какие-то молодые люди. Я так не могу. И вот, когда дети на дачу уезжают летом, жена на работе, я остаюсь дома один. Я очень долго – неделю, а то и две – вхожу в нужное состояние и начинаю писать, писать, писать… И когда наступает вторая половина лета – вот это уже кайф, уже идет, уже пишется, уже я получаю удовольствие. И вот когда эта машина начинает раскручиваться – все! Лето заканчивается! Поэтому я жду лета, чтобы сесть за работу.

Оригинальная статья размещена здесь.