Здравствуйте, уважаемые читатели.
О том, чтобы завести этот канал, я думала уже давно, но даже в страшном сне не могла представить, что первой статьей здесь будут мои рассуждения, вызванные этим печальным поводом.
В Соборе Парижской Богоматери я была несколько раз. Меня тянули зайти туда не только величие, мощь и красота средневековой архитектуры, но и личные мотивы, индивидуальные вера и надежда на то, что это место и его дух помогут мне в разрешении того затруднения, с которым я столкнулась в собственной истории. Можно считать это чудом, но оно разрешилось. Так же, как можно считать чудом то, что большую часть реликвий и построек этого собора удалось сохранить. Молитвы ли парижан этому причина, или отвага пожарников, - одному богу известно.
Однако, несмотря на, казалось бы, вполне благополучный исход, - ведь и ресурсы на восстановление собора уже выделены, - это не прибавило мне оптимизма в моих ожиданиях от нашего будущего.
Психоанализ традиционно использует символы в интерпретации реальности - т.н. психической и т.н. надындивидуальной. Используя этот подход, мы можем посмотреть на это событие с точки зрения символизма.
Символом чего был и является этот собор? Имея почти тысячелетнюю историю, он символизирует не только для французов, но и для всех нас стабильность, основательность, нерушимость, духовность, высший закон...
Что происходит тогда, когда символы намеренно уничтожаются и предаются забвению? Начинают расшатываться идеалы, с ними связанные, меняется культура, появляются новые ценности. К счастью, собор этот не был снесен насильственно, как это происходило с русскими соборами в годы советской власти, но и сам факт того, что он оказался подвержен разрушению, указывает, на мой взгляд, на слабость того, чье значение еще не так давно (по историческим меркам) было велико, - на недостаточную роль в современном обществе Имени-Отца.
Что это такое? Понятие Имени-Отца ввел Жак Лакан, известный французский психоаналитик XX века. Коротко говоря, в Имени-Отца мы распознаём основание символической функции, которая, со времён начала истории, идентифицировала отца с фигурой закона.
Итак, остались ли такие символические отцы в современном обществе? Как много тех, кто обладает авторитетом, основанном не на угрозах и страхе, а уважении и признании своих заслуг? И что ждет нас и наших детей в условиях продолжающегося господства капиталистического дискурса и почти полном отсутствии хоть каких-либо ориентиров?..
Анастасия Гареева, психоаналитик
Спасибо за внимание и интерес к моему каналу! Если вам понравилась статья, ставьте лайк, задавайте вопросы и подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать выход новых материалов.
Рекомендую также почитать:
То, что вы не знаете о счастье