«Независимая газета» исследует перспективы конкуренции энергосбытовых компаний на рынке услуг для населения по аналогии с операторами мобильной и фиксированной связи. Эксперт-аналитик департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Алексей Фаддеев рассказал изданию, почему появление альтернативных поставщиков не имеет перспектив:
«Если подходить к вопросу формально, то розничный рынок электроэнергии в России существует. В стране насчитывается 131 независимая энергосбытовая организация (без учета основных гарантирующих поставщиков) и 26 крупных потребителей электроэнергии, напрямую работающих на оптовом рынке. Однако, во-первых, эти компании «разобрали» между собой наиболее выгодных потребителей (крупные промышленные и инфраструктурные компании), и потенциальным новым энергосбытам остается конкурировать за малый и средний бизнес, население или компании жилищно-коммунального сектора (при этом сектор ЖКХ отличается низкой платежеспособностью). Таким образом, поле для развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии само по себе ограничено.
Во-вторых, энергосбытовые компании за счет своих усилий могут повлиять лишь на небольшую долю конечной цены электроэнергии, в среднем около 4-7%. Остальная доля приходится либо на регулируемые услуги (передача и распределение электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление и т. д.), либо на генерирующую составляющую, на которую сбытовые организации почти не могут повлиять (доля розничной генерации в России невысока, возможность независимого энергосбыта организовать прямой договор с генератором на оптовом рынке ограничена). Таким образом, возможность конкуренции по цене тоже ограничена.
В-третьих, независимый энергосбыт вынужден конкурировать с гарантирующими поставщиками, которые обладают огромной клиентской базой и работают по регулируемым тарифам. Таким конкурентам независимый игрок мало что может противопоставить.
Сейчас создавать рынок электроснабжения для населения бессмысленно, поскольку тарифы занижаются с помощью перекрестного субсидирования. В таких условиях независимый энергосбыт не имеет возможности снизить еще дальше генерирующую и сетевую составляющие конечной цены электроэнергии. Он может лишь снижать свои собственные удельные затраты относительно сбытовой надбавки гарантирующего поставщика — но их вклад в конечную цену электроэнергии, как уже было сказано, невысок. Отмена перекрестного субсидирования в настоящее время нереалистична в силу низкой покупательной способности населения».
Полная версия публикации «Электрическое крепостное право сохраняется» с кратким комментарием эксперта ИПЕМ доступна по ссылке.
«Независимая газета»,
16 апреля, 2019
Также по теме:
- Ограничить рост цен на электроэнергию инфляцией мешают инвестпланы энергетиков, А. Григорьев, РИА Новости, 1 февраля, 2019
- Почему Правительство РФ не ввело соцнормы на электроэнергию?А. Григорьев, «Аргументы и факты», 30 января, 2019
- Цифровизация электросетей требует перехода на стимулирующее регулирование, Ю. Саакян, 25 апреля, 2018