XXI век – эпоха иллюзорного благополучия. Люди сыты, одеты, обуты, им есть, где жить, на что развлекаться. Они устали от всего и захотели большего. Но что может быть больше? Когда и без того имеется всё, приходится проявить недюжинную фантазию, чтобы придумать ответ. Наверное, именно поэтому была возведена в квадрат и утрирована так называемая личная свобода. Свобода от чего или от кого? От отношений, детей, постоянной работы, любых обязательств. Психологи кричат о том, что общество стало инфантильным. Пожилые люди качают головами, предрекая все беды на головы нерадивых молодых. А парни и девушки, будто мотыльки, кружатся над пламенем огня, отказываясь думать не только о завтра, но и о том, что случится уже через час. Разве в таких условиях, имея такой менталитет, можно построить крепкую семью?
Тем не менее, испокон веков именно семья была основой основ. Она являлась фундаментом, на котором возводилась вся жизнь. Семья была источником покоя, уверенности в завтрашнем дне, силы, благополучия и – да! – как бы банально и старомодно это ни звучало – счастья. Современный писатель Айзек Алиев, из-под пера которого вышла книга «Чёрное золото Российской империи», уверен – вечные ценности должны вернуться в современный мир. На страницах своего произведения автор уделяет внимание истории, отправляет читателя в Азербайджан прошлого, раскрывает особенности жизни местного общества и влияние начавшейся нефтедобычи в регионе на традиции и быт. Естественно, понятие азербайджанской семьи подробно раскрывается, показываются преимущества прочных отношений, которых, увы, многие лишены сегодня. Кроме того, Айзек написал книги «Последняя иллюзия» и «Исповедь», где читателю предстоит посмотреть на актуальные проблемы сегодняшнего дня и вместе с героями попытаться найти себя и свой путь.
Для Айзека Алиева близость между людьми очень важна, что накладывает свой отпечаток на все его книги. Писатель признаёт огромное влияние родных и, в частности, жены на творческую сторону своей жизни:
«Тема «Семья» почти исповедальная. Я по натуре семьянин и однолюб. Мои родители, которые прожили вместе 53 года, для меня – главный жизненный ориентир. Так и я отношусь трепетно к семье, жене и детям. Для меня близкие – это крепость и самое важное в жизни. Жена – мой друг, собеседник и единомышленник. С нею я могу позволить себя быть слабым, могу пожаловаться на что-то, даже похныкать. Иногда это необходимо любому сильному мужчине. И когда жена благословляет мужа, верит мужу и поддерживает его – вот тогда он способен вершить чудеса! Может взять Олимп любой трудности! Во время написании книги я всегда обсуждаю с женой наиболее волнующие меня идеи. Для меня очень важно её мнение. Она – мой первый читатель и критик. К сожалению, дети не читали моих книг. Они говорят по-русски, но уже не читают».
Айзек Алиев родился и вырос в Азербайджане, но в конце 90-х переехал в США. Там он каждый день видит, как молодые люди борются с многовековыми устоями. Этот процесс начался довольно давно. Обратим ли он, покажет время. Тем не менее, писатель не может говорить о низведении семьи с высоты незыблемой ценности в омут временного явления ради развлечения или удобства без грусти:
«Важность семьи я ещё больше оценил в Америке. Элементарно выжить и встать на ноги в незнакомой тебе среде легче семейному, чем одинокому человеку. И это несмотря на все прилагающиеся заботы. За два десятилетия в Штатах на моих глазах институт брака буквально разрушается. Люди просто сожительствуют, бракосочетание стало необязательным. Большинство молодых людей не верит в Бога, они думают, что им всё позволено. Это грустно».
Любое литературное произведение содержит в себе кусочек души своего создателя и показывает, как он относится к миру вокруг, населяющим его людям и самому себе. Когда Айзек Алиев писал свой роман, он целиком погрузился в изучение выбранной эпохи. Автор сконцентрировал внимание не только на изучении финансовых и экономических моментов, но также на традициях и быте простого люда. А семья на Востоке всегда была и остаётся до сих пор одной из важнейших вещей абсолютно для каждого. Естественно, писатель посвятил немало времени анализу того, как год за годом под воздействием внешних факторов менялись устои страны.
«Классическая азербайджанская семья патриархальна, – рассказывает писатель. – Отец – безусловный глава семьи, его все (включая жену) уважают и боятся. Последнее слово за ним. Он, как правило, добытчик – человек, который зарабатывает, а жена не работает, смотрит за детьми, следит за домом, готовит еду. Вечером вся семья собирается за большим столом. Женщина начинает раскладывать еду на тарелки. Отцу подаётся первым, затем детям и жене. Пока мужчина не начнёт есть, все сидят молча и ждут. Он подаёт знак, и все приступают к трапезе. Так было в XIX веке. Только семья сидела на полу, устланном большим и толстым ковром. Люди трапезничали, облокотившись на подушки. Перед едой обязательно отец произносил предобеденную молитву, а все повторяли за ним. Кушали руками, даже суп. Макали кусочки хлеба в жидкость. Перед каждым членом семьи стоял тазик с водой и полотенце, чтобы можно было сполоснуть пальцы.
Отец начинал учить сына своему ремеслу уже в подростковом возрасте. А дочку в возрасте 13-14 лет готовили к замужеству. Сводницы находили женихов, договаривались о калыме, который родители жениха должны были уплатить родителям невесты. А те, в свою очередь, готовили приданое дочери. Часто молодые даже не видели друг друга и впервые встречались на свадьбе или за несколько дней перед ней, во время регистрации брака, которую осуществлял Молла».
Читая роман «Чёрное золото Российской империи», отчётливо понимаешь: конец XIX века – своего рода переломный момент. Это были роковые десятилетия, когда мир вставал на новые рельсы и неуклонно стремился в огненную пасть двух мировых войн. Старое ещё считалось правильным, незыблемым, не подвергалось сомнению. Однако новые веяния уже охватывали города и страны, с Запада перетекали на Восток, неуклонно меняя его, преображая, превращая в нечто качественно иное.
«Надо подчеркнуть, что Баку уже во второй половине XIX века резко отличался от остальной части Азербайджана, – продолжает разговор Айзек. – Русские, армяне, грузины, европейцы видоизменили этот восточный город. Развитие нефтяной промышленности привело к созданию класса предпринимателей-капиталистов, которые посылали своих сыновей учиться в Европу. По возвращении на Родину, молодые люди создавали смешанные семьи, которые вели, по сути, европейский образ жизни. В Баку появилась новая социальная прослойка местной интеллигенции. Благодаря этой высокообразованной молодёжи вырос культурный уровень в городе».
Большие перемены в общественном сознании случились после революции в России. Советский Союз диктовал свои правила, что не могло не отразиться на повседневной жизни человека, на любой семье, независимо от того, где был её дом. Это особенно отмечает Айзек Алиев, мысленно прослеживая путь Азербайджана от конца XIX века до наших дней и останавливая пристальное внимание на каждой эпохе:
«Несмотря на то, что семья, семейные отношения, так же, как и кулинария в Азербайджане, весьма традиционны и консервативны, но и они подвластны времени. Фундаментальные изменения в традиционной азербайджанской семье произошли после создания советского государства на территории Российской империи. Советская мораль, советский институт семьи за 70 лет привели к максимально общему знаменателю – эти понятия примерно сравнялись во всех 15 республиках. Хотя, разумеется, числительные у всех были их национальные (как форма и содержание)».
От патриархального восточного общества – к типично советскому, а затем дальше, к третьему тысячелетию развивалась страна, а параллельно происходила трансформация представлений о семье. XXI век – эпоха глобализации. Как её веяния сказываются на азербайджанских традициях?
«После распада СССР, как и в других странах постсоветского пространства, в Азербайджане начался процесс возврата к корням, возродилась религия, снова стали соблюдать национальные традиции, в том числе и в отношении семьи. Но полный возврат невозможен, ведь мы живём в XXI веке. Когда мир интегрируется и глобализируется, влияние общечеловеческих (общеевропейских) отношений всё сильнее теснит местные национальные обычаи и традиции».
Возможно, наступит день, когда в мире, как в каком-нибудь фантастическом романе, рухнут границы и сотрутся культурные особенности. Не останется такого понятия, как самобытность, и все начнут жить по одним законам. Конечно, у этого буду свои плюсы, о которых много говорят философы, литераторы и просто мечтатели. Но подумайте сами, не жаль ли той уникальности, которую сегодня мы воспринимаем как должное? Уникальности каждого государства, каждого региона, каждого города и, вместе с тем, каждого человека?