Third Personal Action
Экшен, да еще с видом от третьего лица — это вам почти, но не survival horror. Это сложнее — в производстве. Так уж сложилось, что большинство интерактивных ужастиков разрабатывались с видом от третьего лица. Но чистокровные представители жанра появлялись не часто — в большинстве своем получалась такой угрюмая, ни капельки не устрашающая мясорубка. Или даже хуже — симулятор насилия Manhunt...
Например, наиболее ранней известной серией экшенов от третьего лица является вампирско-демонская сага Legacy of Kain о противостоянии вампира Каина и демона Разиеля. Началось все с Blood Omen: Legacy of Kain в 1996 году. В ней, помимо постоянной борьбы, иногда и приходилось решать мелкие простенькие головоломки. В дальних играх линейки от этого разработчики отказались, оставив место высококонцентрированному экшену. Серия обрела две ветви — под тайтлом Soul Reaver выходили игры, естественно, о Каине, а о Разиеле — под Blood Omen. В 2006 оба персонажа встретились в последней и довольно посредственной части сериала — Legacy of Kain: Defiance.
В 1999-ом малоизвестная студия Terminal Reality и амбициозный издатель Gathering Of Developers представили общественности нуар Nocturne. Сейчас застать эту игру в продаже невозможно, о ней помнят лишь немногие. Но не будь ее — мир бы не увидел много известных, очень популярных TPS. Переодевшись в кожу Джошуа Стрэнджера, вы отправляетесь в зловещее кругосветное приключение. Кто такой Стрэнджер? Мрачный тип с мрачным юмором, одетый в темный плащ и темную широкую шляпу. Этакий Алукард, покрасивший одежду. Он — охотник на нечисть, за плечами которого секретная правительственная организация, созданная по особому приказу Теодора Рузвельта. Вооружившись верным кольтом, взяв шотган и топор, он отправляется в путь через туманные кладбища, темные готические замки, наполненные вампирами, и чикагские улочки, кишащие гангстерами-мертвецами. Статичные задники, трехмерные модели и четкие тени — и нигде не найти ярких, чистых цветов. В этой игре и пугали очень эффектно, пускай и старыми способами вроде неожиданных появлений из-за угла или мельканий за спиной у героя.
...Движок "Ноктюрн", показывавший потрясающий визуальный ряд для своего времени, стал основой для трилогии Blair Witch Project. Вы наверняка помните о фильме-открытии "Ведьма из Блэр", о котором рассказывалось в майском номере в статье "Мир Страха. Синематограф". На волне дикого успеха создается три игры под этим тайтлом, прямого отношения к сюжету фильма не имеющие. Blair Witch Project Volume 1: Rustin Parr была принята очень горячо — славная графика, сбалансированный геймплей. Blair Witch Project Volume 2: Legend of Coffin Rock прежний успех не повторила и вышла заурядным середнячком. А Blair Witch Project Volume 3: The Elly Kedward Tale так и вовсе следует забыть, как страшный (здесь: в отрицательном смысле) сон.
2001 год. Выход игр, чьи названия и в наше время помнят, чтят и кого-то, не исключаю, даже пугают.
В первую очередь — American McGee's Alice. Это Игра-с-большой-буквы, которую вообще назвать в какой-либо степени нормальной невозможно. Даже если вы посмотрите на нее под каким-нибудь невообразимым углом, наверное, от этого она только еще больше исказится. Ребята из EA Games вместе с подающим надежды дизайнером Америкэном МакГи создали потрясающе сильно давящий на человеческую психику сюрреалистический мир на основе необычных, парадоксальных, но более светлых, добрых произведений Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье". Философские сказки, где писатель хоть и часто размышлял в подтексте о смерти, обратились шизоидным кошмаром, наполненным непрекращающейся тоской о доброте, глубоким пессимизмом и безнадежной удрученностью. В результате если не нервозность и депрессия, то исчезновение хорошего настроения полностью гарантировано. Завязка сторилайна драматична: в результате страшного пожара погибает вся семья Алисы, а она сама попадает в обветшалую мрачную психиатрическую больницу. А дальше — дедушка Фрейд позавидовал бы. В какой-то степени Alice — это переосмысление и одновременно очень жестокий стеб, заметный тем, кто отлично знаком с первоисточниками.
В 2003-ем появилась другая девушка, умело владеющая холодным и огнестрельным — Рэйн. В BloodRayne от уже упомянутой Terminal Reality, несмотря на эксплуатацию вампирской тематики, несмотря на некоторые отсылки к прошлым играм разработчиков, хоррора кот наплакал. Игра балансировала на периферии с дьябловской печатью "мочилово-рубилово". Неудачный сиквел BloodRayne 2 (в простонародье — "МальВина 2") показал себя как слэшер от начала до конца.
С продолжениями всегда не ладилось. Почти аналогичная ситуация произошла с шизоидальным The Suffering. Главный герой с неизвестным темным прошлым, в котором еще предстоит разобраться, попадает тюрьму с чрезвычайно дурной репутацией. В первый же день его пребывания там меркнет свет — и из ниоткуда появившиеся жуткие монстры начинают охоту на людей. Параллельно героя мучают видения, галлюцинации и много чего похуже. Неожиданная популярность становится поводом для скорого выхода небольшого продолжения — The Suffering: Ties That Bind. Однако оно оказывается значительно хуже оригинала, полно бреда и вторичности.