Ровно 50 лет исполнилось, пожалуй, главному антивоенному перформансу XX века — «В постели за мир». Его в 1969 году в своем номере амстердамской гостиницы провели Джон Леннон и Йоко Оно. Так как тема войны и кровопролития тревожит художников по сей день, мы решили вспомнить громкие художественные акции, призывавшие к миру.
— В Амстердам весной 1969 года Джон Леннон и Йоко Оно отправились в медовый месяц.
Но вместо того, чтобы наслаждаться друг другом в своем гостиничном номере, пара пригласила в него журналистов. Те разумеется пришли и получили сенсацию. Леннон и Оно давали интервью, лежа в кровати. Но несмотря на «несерьезность» такого положения, говорили художница и музыкант о кровопролитии во Вьетнаме и призывали прекратить не только его, но и все войны в мире. Свою акцию пара повторила спустя два месяца — уже в Монреале. Там же Леннон сочинил песню «Give Peace A Chance», которая была записана 1 июня 1969 года прямо в комнате отеля. А спустя пару месяцев около 250 тыс. демонстрантов спели композицию в Вашингтоне на митинге против войны во Вьетнаме.
— Леннон и Оно были не единственными, кто выступал против войны во Вьетнаме.
За год до них свой перформанс в Нью-Йорке провела Яёи Кусама. Японская художница появилась обнаженной на Бруклинском мосту. Ее тело, а так же тела ее друзей были разрисованы красными точками, которые выглядели как следы от пулевых ранений. Закончилась акция сожжением американского флага. В том же году японка написала открытое письмо Ричарду Никсону. В нем она предложила президенту переспать с ней при условии, что он остановит войну во Вьетнаме.
— Антивоенная тема волновала и одного из классиков поп-арта Класа Олденбурга.
В 1967 году он провел акцию под названием Placid Civil Monument. В Центральном парке Нью-Йорка под руководством художника могильщики вырыли яму, после чего закопали ее обратно. Так Олденбург выразил свой протест против войны во Вьетнаме. А в 1969-м во дворе одного из колледжей Йельского университета художник вместе со студентом архитектурного факультета Стюартом Реде создал скульптуру «Губная помада, возносящаяся на тракторных гусеницах». Работа стала символом освобождения и до сих пор служит площадкой для антивоенных протестов.
— В 1997 году Марина Абрамович представила на Венецианской биеннале перформанс «Балканское барокко», направленный против гражданской войны в Югославии.
День за днем на протяжении шести часов художница сидела среди кучи коровьих костей, которые источали ужасный запах. С них она счищала щеткой кровь и остатки мяса. Свои действия Абрамович сопровождала песнями и рассказами об истории Белграда — своего родного города. В интервью газете The Guardian художница тогда сказала: «Когда люди спрашивают меня, откуда я родом, я никогда не говорю, что из Сербии. Я всегда отвечаю, что я из страны, которой больше нет». За «Балканское барокко» Абрамович получила главный приз биеннале «Золотого льва».
— Еще одна художница, которая работала с антивоенной темой, — американка Марта Рослер.
На протяжении пяти лет — с 1967 по 1972 — она создавала серию коллажей «Война с доставкой на дом: дом, милый дом». Рослер монтировала разноплановые изображения. С одной стороны — интерьеры домов благополучных американцев.
С другой — страшные кадры военных сцен. Таким образом далекая война, по задумке художницы, вторгалась в каждый дом. В 2004 и 2008 годах Рослер создала аналогичную серию, взяв за основу войны в Ираке и Афганистане.
— В 2007 году свой антивоенный перформанс в одной из галерей Чикаго провел американский художник иракского происхождения Вафа Биляль.
Его акция получила название «Домашнее насилие». В течение месяца Биляль жил в галерее под виртуальным прицелом веб-камеры и под реальным прицелом винтовки для пейнтбола. Любой на сайте культурной институции мог отдать команду выстрелить по художнику. После этого винтовка для пейнтбола наносила Билялю удар желтой краской. Всего за время перформанса в художника выстрелили 60 тыс. человек. Провести акцию Биляль решил после того, как сам пострадал от войны. Его брата убили американские солдаты, после чего вскоре скончался отец художника. Изначально свой перформанс Биляль называл «Выстрели в Ирак».
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе.