Найти тему
Рассылка КМБПЧ

Репрессивный понедельник после протестного воскресенья

Большой общественный резонанс, вызванный появлением на трассе «Алматы марафона» ранним воскресным утром 21 апреля баннера с надписями «От правды не убежишь!», «У меня есть выбор» и «#Adilsaylaushin» (За честные выборы), имел продолжение в понедельник 22 апреля.

Напомним, что развернувшие тот баннер пятеро гражданских активистов были задержаны полицейскими и доставлены в Бостандыкское районное управление полиции, где в отношении их были составлены протоколы об административном правонарушении по статье 488 КоАП.

Вечерние суды – ночное правосудие

Вечером того же дня первые двое участников акции – Ася Толысова и Бейбарс Толымбеков были доставлены в Специализированный межрайонный административный суд (СМАС), где уже поздним вечером их осудили на 15 суток ареста и отправили в спецприёмник для административно осужденных (СПАА). На следующее утро осужденные активисты подали в Алматинский городской суд апелляционные жалобы, рассмотрение которых было назначено на 11:00 этого же дня (небывалая оперативность в практике наших судов!), однако началось лишь после 19:00 и затянулось до 23:00, что в наших судах также случается не так уж часто.

Зато итог рассмотрения апелляций оказался совершенно стандартным: жалобы оставлены без удовлетворения, постановления СМАСа оставлены без изменения. При этом апелляционная коллегия горсуда в лице судьи Курмангалиева в случае с Асей Толысовой и судьи Тасбулатовасв случае с Бейбарсом Толымбековым осталась слепа и глуха ко всем доводам апеллянтов и их адвоката Жанар Балгабаевой. Точно так же, как на процессах в СМАСе оба судьи оставили без внимания многочисленные нарушения со стороны

полицейских Бостандыкского РУП при составлении административных протоколов, оба апелляционных судьи оставили без внимания неправосудную работу своих нижестоящих коллег. В итоге осужденные активисты были вновь отправлены в СПАА – теперь уже до окончания отвешенного им срока, то есть до 5 мая.

Весь судотворческий вечер в здании Алматинского горсуда находились, не желая расходиться до самого конца последнего из двух заседаний, молодые люди числом примерно 70-80 человек, активно выражавшие моральную поддержку осужденным активистам и негодование по поводу явно и демонстративно неправосудного характера этих судебных процессов. По ходу оглашения судьями постановлений об отказе в удовлетворении апелляционных жалоб в зале не раз звучал громкий смех (а как ещё можно было реагировать на пассажи типа «Действия осужденных могли вызвать неустранимые последствия в виде дестабилизации обстановки в стране»?) и крики «Позор! Позор!», а также массовым скандированием слогана «От правды не убежишь!»    

Тем же самым вечером, когда в Алматинском городском суде проходили апелляционные процессы по жалобам Толысовой и Толымбекова, в СМАСе судили трое других задержанных на марафоне – Суйинбике Сулейменову, Айдоса и Айгуль Нурболатовых, сутки назад отпущенные из полицейского управления. Вынесенными ближе к ночи постановлениями СМАСа эти трое были приговорены к денежным штрафам в размере 20 МРП.

При этом адмсуд проявил неслыханный гуманизм по отношению к осужденной правонарушительнице Суйинбике Сулейменовой. Приняв во внимание её беременность, для молодой художницы официально сделали 30-процентную скидку, т.е. она должна будет уплатить не все 100% объявленной суммы штрафа, а лишь 70% оной. Присутствовавшие в здании СМАСа сторонники осужденных активистов прямо здесь же организовали сбор денег для уплаты штрафов всеми тремя осужденными, и сходу собрали требуемую сумму.

Ещё до того в коридоре СМАСа произошла ещё и вот какая «движуха»: сторонников подсудимых непрерывно снимал на камеру никому неизвестный молодой человек, не являющийся ни журналистом, ни блогером, ни даже полицейским, и в связи с этим заподозренный в принадлежности к спецслужбам. На требование объяснить свои действия либо прекратить съёмку неизвестный заперся в туалете на первом этаже здания суда, а охрана СМАСа, вместо того, чтобы просто освободить его из сортира, вызвала по рации вооружённый полицейский наряд, бойцы которого вырезали автогеном оконную решётку с улицы и эвакуировали предполагаемого каэнбэшника через окно.

А кое-кто до сих пор считает, что в наших судах царит смертная скука… съешьте-ка свои шляпы, господа!

Полицейские начальники на рандеву с журналистами

Однако если межрайонный и городской суды работали по делу о баннере исключительно в вечернем режиме, то полицейские делали своё неприглядное дело очень даже при свете дня.

Так было и в воскресенье 21-го, когда сотрудники Бостандыкского РУП более пяти часов допрашивали задержанных об их гипотетической принадлежности к запрещённой в Казахстане организации  ДВК. А убедившись в отсутствии таковой, составляли долго и нудно административные протоколы, в которых умудрились подменить реальные тексты выставленного задержанными активистами баннера более острым лозунгом «Лидер нации – позор нации!» (потом, уже на судебном заседании в СМАСе, представитель РУПа назовёт это «технической накладкой»).

Вторым по времени исполнения дневным деянием органов внутренних дел по описываемому нами событию 21.04 были попытки как-то пропиарить в прессе действия полицейских, а заодно и первые два постановления СМАСа.

Ранним утром понедельника в казахстанском сегменте Интернета был распространён пресс-релиз Департамента полиции по городу Алматы, а в 16:30 в пресс-центре департамента пресс-секретарь ДП Салтанат Азирбек провела брифинг для собравшихся журналистов и блогеров. Спикер зачитала с выражением уже известный нам пресс-релиз, а на задаваемые ей нелицеприятные вопросы отвечала, используя в основном два приёма: «Это только ваше мнение, не надо навязывать его нам!» и «Если суд не усмотрел нарушений в составленных Бостандыкским РУПом материалах, то значит, их там и не было».


Салтанат Азирбек проводит брифинг.
Салтанат Азирбек проводит брифинг.

И наконец, воскресно-утреннее происшествие на «Алматы марафоне» прокомментировал в понедельник днём сам министр внутренних дел РК Тургумбаев. По его словам, задержанные на марафоне граждане Толымбеков и Толесова «нарушили законодательство о проведении митингов, шествий демонстраций». Самым же страшным в означенном правонарушении было то обстоятельство, что «при разворачивании плаката люди начали останавливаться, проводить видео- и фотосъемку, тем самым воспрепятствовали проведению марафона», – заявил министр.

Здесь у главы МВД просматривается логическая неувязка: словооборот «люди начинали останавливаться и проводить съёмку» явно же относится не к задержанным активистам, развернувшим плакат с требованием честных выборов, однако полицейские задержали не тех, кто выбегал на проезжую часть и фотографировал, а тех, кто держал плакат. То есть одних наказали за действия других – очень мило! 

Кроме того, министр констатировал, что на том баннере, который демонстрировали задержанных на марафоне, «политических лозунгов не было».Глава силового ведомства не уточнил, относится ли это к мифическому лозунгу «Лидер нации – позор нации!», который померещился бостандыкским подчинённым Тургумбаева или же к реально озвученным на крамольном баннере призывам не убегать от правды и провести досрочные президентские выборы честно.

А вот с точки зрения судей СМАСа и Алматинского горсуда, в отличие от министра внутренних дел в Астане (пардон, в Нур-Султане) политические лозунги в руках у осужденных активистов всё-таки были, о чём прямо сказано в постановлениях обоих судов по делам Толысовой и Толымбекова. Они-де совершили свои противоправные действия не абы как, а «обращаясь к неопределённому кругу лиц и желая выразить свою политическую позицию». И сказано это с явным обвинительным уклоном, только в постановлениях СМАСа этим обосновывается необходимость посадить их за это на 15 суток, а в постановлениях апелляционной коллегии горсуда это идёт как обоснование того, что нижестоящий суд вынес правильное и законное решение, не подлежащее отмене и даже смягчению (например, замене ареста штрафом).

И кто после этого скажет, что у нас полиция и суды по политизированным делам дудят в одну дуду, коль скоро министр внутренних дел публично заявляет, что политики не было, а судьи ажно двух инстанций пишут, что политика была. И не просто пишут, а сажают за неё в каталажку и потом оставляют в ней вторым заходом, даже не ссылаясь при этом на статью 20 Конституции РК, гарантирующую казахстанцам свободу слова. Зато судьи горсуда в своих постановлениях ссылаются на статью 32 той же Конституции, гарантирующую свободу мирных собраний – так прямо и пишут: «нарушений гарантированного данной статьёй Основного закона права на свободу собраний в отношении Толымбекова (Толысовой) нижестоящим судом допущено не было».

Пока авторы баннера будут сидеть, выборы будут обалденно честными

Итак, авторы баннера с призывом «#Adilsaylaushin» проведут ближайшие две недели в СПАА (не путать со СПА-салоном), зато их требование будет исполнено прямо сейчас. На прошедшем в первой половине дня вторника 23.04 в Астане (ну не выговаривает моя клавиатура буквосочетание Нур-Султан, хоть что со мной делайте!) прошёл внеочередной (очередной XIXсъезд проходил 25 февраля – меньше двух месяцев назад) съезд партии «Нур-Отан». Выступая на этом форуме, глава партии и первый президент РК Нурсултан Назарбаев сообщил о получении им огромного количества писем трудящихся, умоляющих его выдвинуть свою кандидатуру и вновь избраться президентом, но делать этого он не намерен, а предлагает выдвинуть кандидатуру действующего президента РК Касым-Жомарта Токаева.

И съезд, вы не поверите, единогласно выдвинул этого кандидата на предстоящие 9 июня выборы, открыв тем самым предвыборную кампанию, самую честную за всю историю независимого Казахстана. Хотя можно считать и так, что кампанию открыли двумя днями раньше те самые пятеро с баннером на «Алматы марафоне». Во всяком случае, полученные за призыв к честным выборам административные наказания в виде арестов или штрафов они отбудут или выплатят честно.