Эту картину вы наверняка наблюдали не раз – президентский лимузин в окружении эскорта из мотоциклов. Действия водителей практически одновременны и напоминают выступление профессиональной команды синхронистов. Двигатели всех мотоциклов заводятся как по команде, вся группа разом стартует, а в поворотах действия мотоциклистов настолько четки и отлажены, что позавидовать им могут даже птицы, летящие клином – считается, что стая может одномоментно корректировать свой курс.
Однако в отличие от пернатых, которые получили эту способность от предков, водители мотоциклов президентского эскорта – вырабатывали навыки вождения в долгих и напряженных тренировках. Причем синхронное сопровождение машины главы государства – это всего лишь верхушка айсберга или красивая обложка книги, в которой описаны многие другие цели и задачи, которые может выполнить каждый из водителей мотоциклетного эскорта. Наверно нет нужды рассказывать, что просто так с улицы в состав эскорта не попасть – вас туда не возьмут даже в том случае, если на байке вы ездите лучше, чем ходите пешком. Все мотоциклисты, которых вы могли видеть в эскорте – офицеры Федеральной Службы Охраны и они умеют не только великолепно справляться с мотоциклом, но и профессионально стрелять и защищать охраняемое лицо.
Почетный эскорт мотоциклистов появился в середине прошлого века. Первое время его функцией было только сопровождение лидеров государства и высокопоставленных гостей из других стран, затем постепенно стали добавляться и более серьезные задания. Например, в случае нештатной ситуации – задачей эскорта становилось максимально плотно и со всех сторон прикрыть главный автомобиль. В ходе тренировок мотоциклистов готовили даже к тому, что при неожиданном появлении на пути кортежа помехи – например, другого транспортного средства, они должны будут стать живым щитом, который примет удар на себя. И такие ситуации реально были. При опасности ДТП мотоциклисты по команде старшего по кортежу (все мотоциклисты находятся на постоянной радиосвязи) моментально меняли схему расположения в эскорте, перестраивались и занимали позиции перед автомобилем главы государства.
Помимо предотвращения ДТП мотоциклисты кортежа прикрывали сопровождаемых лиц и от возможных нападений. Такой случай произошел в Москве в 1969 году. В момент, когда правительственный кортеж въехал на территорию Кремля, по машинам открыл огонь из двух пистолетов, переодевшийся в милицейскую форму террорист. Его удалось сбить с ног одному из мотоциклистов кортежа – он быстро отреагировал на выстрелы и направил свой «Урал» прямо на злоумышленника. Тем не менее, избежать жертв не удалось. Одним из выстрелов был убит водитель основной машины. Пассажирами лимузина на тот момент были не первые лица, а космонавты, которых везли на торжественный прием.
К слову, в ходе тренировок мотоциклистов специально подготавливали к падениям на скоростях вплоть до 120 км/ч. Надо отметить, что такое упражнение проходило в щадящем режиме – зимой. Мотоциклисты прыгали на обледеневшую поверхность из саней, которые привязывали к автомобилю. Таким образом участники эскорта учились правильно группироваться. Задачей, которую перед ними ставили инструкторы, было не просто выжить, а максимально быстро встать на ноги и приготовиться к отражению атаки на автомобиль главы государства.
Еще одной задачей специально подготовленного мотоциклиста могла быть быстрая эвакуация охраняемого лица в случае ДТП или нападения на кортеж. Это особенно актуально в городах, где уйти от погони на автомобилях иногда можно, свернув в узкий двор или парковую зону.
Иногда были и такие ситуации, которые в ходе обучения не отрабатывались. Так, во время визита одной из зарубежных официальных делегаций при передвижении в эскорте на главном автомобиле от ветра свернулся в трубочку флаг Советского Союза, установленный на капоте авто. Казалось бы мелочь, но по протоколу – вещь недопустимая. Конфуз исправил один из мотоциклистов. На ходу он приблизился к капоту автомобиля и, одной рукой удерживая руль мотоцикла, другой развернул флажок. Говорят, что впоследствии этот маневр стал одним из обязательных упражнений при подготовке мотоциклистов почетного эскорта.
Со временем требования к безопасности первых лиц стали ужесточаться и почетный эскорт из мотоциклистов стал востребован все реже и реже. К примеру. Владимир Путин передвигался с почетным эскортом во время своей инаугурации. Сопровождение из мощных бронированных внедорожников в плане защиты действующий глава государства считает куда более эффективным, чем мотоциклистов. А флажок на лимузине президента давно сменили на специальный штандарт, который не боится ни ветра, ни дождя, ни снега. Поэтому в настоящее время почетный эскорт из мотоциклов несет больше протокольную функцию – его используют только во время особо торжественных мероприятий.