29,4K подписчиков

"Вся плоть - трава" Клиффорда Саймака, почему нужно прочесть

1,3K прочитали

«Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой» (Исайя, 40:6)

Клиффорд Саймак не нуждается в представлении. «Великий Мастер» мировой фантастики. Один из «отцов-основателей» золотого века англо-американской фантастики. Он начал творить еще в 30-е годы прошлого века.

«Вся плоть трава», одно из самых известных произведений этого автора. Я бы еще сказал, что этот роман, вообще, как нельзя лучше, характеризует фантастику Саймака. Если вам никогда не довелось взять в руки книги этого автора, прочитав «Вся плоть трава», его стиль раскроется наиболее полно. Если конечно задаться целью, составить мнение о писателе, по одной книге. В этой книге затрагиваются наиболее излюбленные Саймаком темы.

В Советском Союзе цитаты из Библии не приветствуются, перевели вот так
В Советском Союзе цитаты из Библии не приветствуются, перевели вот так

Подробнее попозже. А пока о сюжете книги. Главный Герой, Брэдшоу Картер, уроженец маленького провинциального города Мелвилл. Таких городков, великое множество в Америке. Несколько сотен жителей, заправка, банк, бар, школа, мэрия, участок полиции. Отец Брэда, всю жизнь занимался выращиванием овощей и фруктов, цветов и т.п. У него был настоящий талант к растениеводству, семья жила за счет тепличного хозяйства. Когда Брэд вырос, он как и многие его сверстники уехал в «большой город». Какой-то престижной работы или иных перспектив в Мелвилле, с каждым годом становится все меньше. Потом умирает отец и главный герой возвращается на свою малую Родину, к матери. Он пытается поддерживать отцовское дело, но.. или нет таланта или должных навыков, не растет кокос. Теплицы хиреют и Брэд пытается развернуть в своем городке страховой бизнес. Мама состарилась и ушла из жизни в мир иной. Бизнес не пошел, нет клиентов, нет у жителей городка денег. Однако, по непонятной для самого себя причине, Брэд цепляется за город. Как он сам для себя объясняет, «прирос к Мелвиллу». К моменту начала действия романа, Брэд, окончательно разоряется. Телефон в его офисе отключен, да и сам офис приходится оставлять, нечем платить за аренду. Видимо, как не прирос к малой Родине, главный герой, придется покидать Мелвилл и искать работу в «чужой стороне».

Вот отключен телефон, собраны бумаги и вещи в офисе, на днях нужно его покидать. Делать нечего пока, можно поехать с другом на рыбалку. И вот события начинают закручиваться в таком темпе и с таким накалом и ожиданием, что современные графоманы от фантастики, что пыжатся над очередным «шедевром», могут покурить бамбук в сторонке. Все их картонные герои «русской межгалактической супериимперии» и попаданцы в тело царя, богатыря, советского генерала - бледная тень, по сравнению с динамикой «певца пасторальной Америки» (конечно, везде есть исключения, даже в жанре про попаданцев).

Продолжу о книге. По пути на рыбалку, Брэдшоу Картер внезапно натыкается на купол. Прозрачный, но не пропускающий ничего живого дальше. Как оказалось в дальнейшем, купол окружает весь городок Мелвилл. Это не единственные странности, еще в предыдущий день, в офисе Брэда, появился странный телефон, без провода и диска. И ему позвонили на него! Позвонили и предложили работу. Такой же телефон оказался в доме у единственного бизнесмена в округе, который связан с незнакомцами – работодателями.

Предложение неожиданной работы, странные откровения промышленника, о происхождении этих аппаратов и своем успехе, купол, окруживший городок – все это звенья одной цепи. Все исходит от иного разума, с иных измерений. Разума, необычного, невероятного и далекого от представлений человечества. Разумных цветов. Тех самых, что так любовно выращивал отец Брэдшоу Картера. Что всегда касались лишь красивыми растениями. Именно красивыми. Красота – важнейшее определение этих разумных существ. Почему?! Не скажу, не хочу портить спойлером, знакомство с романом Саймака тем, кого, возможно, мой обзор побудит прочесть роман «Вся плоть – трава». На этом о сюжете все. Кого заинтересовало, прочтут. Как отнесутся люди к контакту с принципиально иным разумом?! Что несут человечеству разумные растения, порабощение или сотрудничество?! Саймак расскажет.

 «Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой» (Исайя, 40:6)  Клиффорд Саймак не нуждается в представлении.-2

Одна из главных тем романа – контакт. И тут на первый план выходит даже не необычность иных. И даже не их мотивы и побуждения. О мотивах иных, можно сказать, что они принципиально иные, чем мотивация марсиан Герберта Уэллса. Саймака более интересует реакция людей, человечества в целом. Смогут ли люди выдержать испытание контактом. Не кинутся ли, как на заре истории, с ядерной дубинкой на пещерного медведя. Ответ далеко не однозначный. Что видно по реакции вашингтонских чиновников и генералов. Даже искренне пытаясь вникнуть, обличенные властью не понимают, не могут преодолеть страх далеких предков, что ждут нападения свирепого хищника из темноты, вокруг родового очага. Уж генерал так и не хочет понять. Единственное, если бы Я взялся оппонировать Саймаку, профессия у него такая, этому его учили и за это платят жалованье. Но и реакция обывателей, простых жителей Мелвилла, в большинстве своем такая же. Страх. Страх и гнев, саблезубая кошка за углом.

Тут просматривается и вторая тема романа. Поведение людей в экстремальных ситуациях. Что делают люди в экстремальных, непонятных ситуациях?! Ищут виноватых, конечно же. Мелвиллцы нашли виновника в лице Брэда. Да их подстрекали. Человек, который просто хотел свести счеты с Картером. Но они его с удовольствием послушали. Как говорится, обмануть можно того, кто рад обманываться. Лишь немногие ведут себя иначе. Священник и врач, дальнобойщик и хороший приятель. Большинство превращается в толпу. Люди по природе своей слабы, это уже моя отсебятина. Лишь в глупых голливудских фильмах и судачестве наивных людей, трудности сплачивают, болезнь просветляет, старость это мудрость. Нет, есть люди, у которых так. Но в большинстве своем это лишь усугубляет отрицательные черты характера. Хорошо любить родителей, когда они тебя накормят как в детстве, выслушают, посидят с внуками. Увы, когда наступает старость, с появлением деменции и необходимости выносить утку из под старика, количество любящих детей и внуков уменьшается. Легко и хорошо сидеть в сети и рассуждать, как русских все обижают и все против нас. Но когда речь заходит о беженцах с какого-нибудь Донбасса или Средней Азии, в интернете массово, люди начинают бубнить, какие эти беженцы лентяи, приехали на все дармовое, да и хамят; мы тут мол сами живем в бедности, а еще этим пособия. Это так, для примера, безотносительно, кто прав и виноват в нашей новейшей истории и помогать или нет, этим самым беженцам.

Ну и наконец., пастораль. Не знаю Я еще такого автора фантастики, который бы так любовно и со знанием дела описывает провинцию. Ее людей, хороших и не очень. Их жизнь, стремления и мотивы. С искренним сожалением по уходящей эпохе. Как это у нас называется?! «Неперспективные» города. К тому же автор несомненно умеет писать. Его описания быта и деталей Мелвилла и подобных городков в других произведениях нисколько не утомляют, не наводят скуку. Впрочем как и диалоги, сюжет, описания героев и их поступков.

Естественно рекомендую к прочтению. Извиняюсь за, возможно, излишнюю «отсебятину» (как пошло, так и написалось). Читайте фантастику, читайте Саймака.