«Король цепей, карточных фокусов и маэстро иллюзий» - так называли великого иллюзиониста всех времен и народов Гарри Гудини. Популярность артиста до сих пор настолько велика, что и сегодня выражение: «Высвободиться или выпутать¬ся из затруднительного положения» американцы заменяют словом, производным от имени Гарри Гудини, — гудинайз (houdinise).
Гарри Гудини говорил, что родился в Америке и своей родиной называл город Эплтон в штате Висконсин. Однако, лишь его близкие знали, что это, мягко говоря, не совсем так. На самом деле он появился на свет 24 марта 1874 г. в Будапеште в бедной еврейской семье, а его настоящее имя Эрих Вайс. Когда мальчику исполнилось четыре года, родители эмигрировали в США, хотя и там Вайсам с шестью детьми жилось несладко.
Подростком Эрих хотел стать актером, но отец, Меир Самуэль Вайс, раввин городка Эплтон, крайне отрицательно отнесся к этой перспективе, а потому, наверное, сын выбрал более нейтральное ремесло иллюзиониста. Фокусами он увлекался с шести лет и о своих первых опытах вспоминал всю жизнь: мать прятала в шкаф свежие пирожки, через час они исчезали, а замок оставался запертым...
Директор заезжего цирка удивился способностям мальчишки и взял его на работу. Гарри, обвязанный веревками, проворно освобождался от пут; подвешенный за ноги вниз головой, собирал с пола иголки... веками. Когда его заставляли играть роль человека, пойманного в джунглях, он рычал и ел сырое мясо на глазах у публики, проходившей мимо клетки.
Так началась самостоятельная жизнь будущего короля иллюзии. Гудини работал подручным кузнеца, слесарем, странствовал с бродячим цирком, работал в труппе канатоходцев, затем стал выступать с фокусами в дешевых кабачках. Тогда же появился и псевдоним — дань памяти известному французскому фокуснику Роберту Гудэну.
Гудини был не просто иллюзионистом — он выполнял номера, требовавшие огромной физической силы, поразительной выносливости и ловкости. Он позволял связывать себя любыми путами, надевать на себя наручники — и всегда высвобождался. Тысячные аудитории неистовствовали, пока он, скрытый в ящике, за ширмами, развязывал ремни, освобождался от капканов. Говорят, когда ему удавалось сделать это слишком быстро, он, чтобы продлить напряжение публики, довести его до предела, сидел за ширмой и читал журнал, затем появлялся, отдуваясь и тяжело дыша, как человек, одержавший трудную победу.
Слава артиста росла как снежный ком. За час он освобождается из камеры Брикстонской тюрьмы (Англия). За десять минут выбирается из тюрьмы Моабит (Германия), причем зрители и журналисты ждали его у главного входа, а он, пожав руку полицейскому, ушел через другой. Столь же триумфально он сбежал из Бутырской тюрьмы в России, из пересыльного вагона для арестантов... В Голландии Гудини демонстрирует следующий аттракцион: скованного и раздетого, его поместили в предварительно осмотренную прощупанную корзину, которую закрыли и вставили в еще одну, побольше. Аналогичную операцию повторяли до тех пор, пока число корзин не достигло 13. Затем это сооружение закрыли ширмой. За пять минут артист освободился и предстал перед пораженными зрителями. Оковы остались в самой маленькой корзине. И ни одна из корзин не была повреждена.
Он всегда убегал — из подвалов банков, заколоченных бочек, зашитых почтовых мешков, гигантского футбольного мяча, гальванического котла, письменного бюро и даже... из колбасной кожуры. Однажды его заперли в шкаф в наручниках и кандалах, смирительной рубашке — убежал. И хотя Гудини никогда не раскрывал своих секретов, не взламывал замков и даже не оставлял их открытыми, секреты, конечно, у него были. Это, во-первых, специально изготовленные миниатюрные инструменты, отмычки, особые замковые устройства. А во-вторых, великолепное знание механики, хорошая физическая подготовка, крепкие нервы и тренированная, не поддающаяся панике психика. Последнее, пожалуй, самое главное.
Способности Гудини проходить сквозь стены, выходить из любых помещений тюрем всех стран до сих пор не поддаются объяснению. Несомненным является то, что в своем творчестве Гудини помимо чисто технических секретов пользовался йогой и тайными эзотерическими знаниями, почерпнутыми из богатейшей в мире библиотеки книг по магии (более 5200 томов), собранной им самим. После его смерти вдова Бесс Гудини, скончавшаяся в 1943 г., передала уникальное собрание в библиотеку Конгресса.
Жизнь Гарри Гудини была необычной, но смерть его оказалась также загадочной. Он умер 31 октября 1926 г, а как известно, в этот день отмечается Хеллоуин. Смерти Гудини предшествовали следующие события.
Осенью 1926 г. знаменитый иллюзионист путешествовал по США. На каждом своем выступлении он, как всегда, выкладывался до конца. К обычной усталости неожиданно добавились сильные боли в животе, но Гарри отказывался показаться врачам, не желая отменять шоу из-за болезни. К тому же фокусник боялся, что вмешательство медиков лишит его волшебной силы, благодаря которой он делал свои фантастические трюки.
Во время выступления в городе Олбани (штат Нью-Йорк) Гудини сломал лодыжку, но все-таки отправился в Канаду. Там к нему за кулисы зашел студент местного университета некто Джордж Гордон Уайтхед. Гарри отдыхал на кушетке. Посетитель присел рядом, восторгаясь увиденным шоу. Затем поинтересовался, правда ли, что маэстро может выдержать неожиданные удары в живот и другие части тела. Гудини ответил утвердительно. Беседа продолжалась, и вдруг студент вскочил и несколько раз ударил фокусника в брюшную полость. Гарри только улыбнулся в ответ... Ему тогда было за пятьдесят, и он уже не мог похвастаться железными мышцами, как в молодые годы. Эти удары спровоцировали разрыв и без того уже слабого аппендикса.
Через два дня он уже выступал в Детройте. Публика охнула, когда великий маг рухнул на сцене как подкошенный. Его тут же отвезли в больницу. У пациента от полученных ранее ударов лопнул аппендикс и развился перитонит. Медики заявили, что Гудини не проживет и часа, но волшебник не торопился умирать. В последний день октября к Гарри приехал его брат Хардин. Гудини взял его за руку и тихо прошептал:
«Я устал бороться...»
Это были последние слова великого фокусника. Гарри Гудини умер в Детройте, штат Мичиган. В Нью-Йорк его тело было доставлено в бронзовом гробу, который он использовал в своих экспериментах под водой.
К сожалению, великому волшебнику некому было передать свои секреты: он был бездетным. 6 апреля 1974 г., в столетний юбилей со дня рождения фокусника, американские газетчики ждали сенсации: должны были вскрыть завещание артиста с раскрытием тайн его трюков. Но ожидания не оправдались: ни в именитых юридических конторах, ни в банках — нигде никакого завещания не нашли. Это был последний трюк великого мистификатора.
О фокусах Гарри Гудини можно прочитать в книге Ю. Пернатьева «Великие загадки истории».- Харьков: Книжный клуб, 2007.- С. 362-384