В конце 1941 г. ввиду острого дефицита зенитных средств, неоднократно предпринимались попытки приспособить под нужды ПВО всё, что могло стрелять в направлении неба. Одним из таких решений стали самодельные зенитные установки с использованием снарядов знаменитых «Катюш» - РС 82.
Как их делали!
Делали кто во что горазд. Установки изготавливались кустарным способом из всего подручного. Поэтому внешний вид, количество направляющих, прицельные и поворотные устройства были самые разнообразные.
Как выглядели?
Как это работало?
При обнаружении воздушной цели было необходимо :
1). Выяснить скорость и точное направление полёта самолёта. Как это сделать? Да на глаз. По скорости изменения размеров самолёта.
2). Соотнести скорость и курс самолёта со скоростью полёта РС и понять в какой точке и через какое время они пересекутся.
3). Установить дистанционный взрыватель на время необходимое для полёта РС до предполагаемой точки пересечения.
4). После этих математических упражнений оставалось только замкнуть электрическую цепь и отскочить подальше. Реактивные снаряды сходили с направляющих и устремлялись в общем направлении неба.
Что такое РС 82?
Это реактивный снаряд. Не ракета, а именно реактивный снаряд. Летел он за счёт сгорания пороха и образовывавшейся от этого реактивной струи. Взрыв 360 гр. взрывчатки обеспечивали высокую плотность осколков в передней полусфере в радиусе примерно 6 метров.
Как летел РС?
Чтобы добиться прямого попадания РСом в самолёт, в расчёт должен был входить рядовой Чудо. Неравномерность горения пороха в разных снарядах, минимальные деформации крыльев-стабилизаторов, наконец колебания станка при сходе снарядов, всё это обеспечивало значительный разброс РСов.
Был ли толк?
Имел смысл только единовременный запуск нескольких РСов. Чем больше тем лучше. При удачном раскладе по курсу немецких самолётов образовывалась облако разрывов. Даже не повредив самолёты осколками, такой залп нервировал пилотов и мог заставить отказаться от выполнения задачи. Ну или как минимум усложнял её выполнение.
Наконец, самое главное – А были ли сбитые?
Достоверно установить уже невозможно, но одна из батарей Северо –Западного фронта отчиталась, что в апреле 1942 г. сбила два Ю-88. Единовременно стреляли 3 установки по 4 ракеты. Счастливчиком – стреляющим оказался старший лейтенант Фоминов. Очевидно, начальство, не слишком поверило в отчёт о сбитых немцах. Фоминова наградили только медалью «За боевые заслуги».
С насыщением Красной Армии в 1943-1944 гг. традиционными зенитными средствами и истребителями, зенитная реактивная "самодеятельность" сама по себе сошла на нет.